В каталоге 3932 частных объявлений
Мы бесплатно подбираем коммерческую недвижимость по вашему запросу.
Новости, статьи, аналитика, интервью, а также 1133 объекта
коммерческой недвижимости Москвы.

Итоги гостиничного рынка Москвы в первом полугодии 2016 года и прогноз на конец года

По оценкам специалистов отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield, вторая половина 2016 года вернет гостиницы в зону роста доходов. 

Предложение

Качественное предложение гостиниц Москвы во II кв. 2016 г. останется на уровне 16 тыс. номеров. (Без учета хостелов, мини-отелей, а также приаэропортовых отелей).

Закрытие в начале 2016 г. двух крупных гостиниц («Ирис Конгресс» и «Белград») на реконструкцию одномоментно вывело с рынка 431 номер. Учитывая, что бывшая «Ирис Конгресс» заново открылась уже в июне - как Holiday Inn Seligerskaya (хотя количество номеров, полностью соответствующих стандартам бренда, пока ограничено 30), - фактическое изменение качественного гостиничного предложения за I полугодие составило -1,4% по сравнению с результатами на конец 2015 г.

Номерной фонд, реалистично ожидаемый к открытию до конца 2016 г. после открытия обновленной Holiday Inn Seligerskaya, оценивается на уровне 750 единиц (см. таблицу с заявленными проектами), хотя «чистое» увеличение качественного номерного фонда гораздо скромнее – 470 единиц.

При условии соблюдения строителями графиков завершения новых проектов, по результатам 2016 г. качественное гостиничное предложение может увеличиться на 2,9%, примерно до 16,8 тыс. номеров различных категорий.

Новое предложение 2016 года

Проект Категория Номерной фонд Планируемое открытие
Holiday Inn Seligerskaya Midscale 201 Q2 2016
Novotel Kievskaya Midscale 250 Q4 2016
Adagio Kievskaya Midscale 150 Q4 2016
Ibis Kievskaya Economy 350 Q4 2016
Итого 951

Midscale & Economy – среднеценовой и экономичный сегмент

Upscale - сегмент цены выше среднего

Upper-Upscale – высокий ценовой сегмент

Luxury – люксовый сегмент 

Основной прирост номеров - в сегменте Economy

Рост предложения номеров эконом-стандарта в 2016 г. составит 25 процентов.

При реальном росте качественного предложения всего на 470 номеров, что на 3.4 пп. ниже, чем довольно скромные результаты роста предыдущего периода, основной прирост в 2016 г. происходит в сегменте Economy, на середину 2016 г. составляющем 9% рынка (1.488 номеров). К концу года, с учетом открытия Ibis Kievskaya (350 номеров), его доля в структуре рынка вырастет всего до 10%, зато прирост номерного фонда составит целых 25%.

Несмотря на запланированное открытие Novotel Kievskaya (250 номеров) и Adagio Kievskaya (150 номеров), доля сегмента Midscale практически не изменится ввиду того, что из-за временного закрытия 270 номеров в бывшей гостинице «Белград», чистый прирост предложения данной категории составит всего 2% от номерного фонда.

В отсутствие новых готовых проектов стандартов Luxury, Upper-Upscale и Upscale, их пропорциональные доли в структуре рынка если и сократятся, то незначительно.

Структура гостиничного предложения, II кв. 2016 г.

Спрос

Восстановление средней цены на номер становится трендом

Робкие ростки оптимизма, отмеченные в I кв. года в люксовом ценовом сегменте, к середине года распространились и на более демократичные гостиницы, результатом чего стал средний по рынку рост показателя ADR на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года - до 6.628 руб./номер.

При этом основными драйверами роста остаются гостиницы сегмента Luxury, где цены выросли в среднем на 13,5%, до 14.016 руб./номер.

В сегментах Upper-Upscale и Upscale рост ADR оказался более скромным - на 5,9% и 3,6%, соответственно. В категории Midscale роста пока вообще не состоялось (менее 1%), а в гостиницах Economy отмечено дальнейшее снижение цен - в среднем, на 6%.

Восстановление спроса состоялось?

Восстановление спроса на гостиничные услуги, наблюдаемое в московских гостиницах практически без изменения вектора роста все последние 12 месяцев, с очевидным ускорением темпов, начиная с начала IIкв. года, позволило рынку по результатам первого полугодия увеличить уровень загрузки в среднем на 3,4 пп. (5,5%) по сравнению с предыдущим периодом.

Не все ценовые сегменты оказались в одинаковом выигрыше от увеличения количества проданных ночевок. Наибольший прирост (7,2 пп.и 5,9 пп.) зафиксирован в гостиницах категорий Upscale и Midscale соответственно. Гостиницы стандарта Economy, наоборот, являются временно проигравшими - с потерей уровня загрузки в 1.7 пп.

В процентном соотношении, тем не менее, рост спроса проявляется наиболее выпукло в сегментах Upscale и Luxury–11,9% и 9,9% соответственно.

Рост доходности гостиниц дает отельерам повод к оптимизму

Восстановление спроса, отмечаемое московскими гостиницами практически всех ценовых категорий с весны, позволило им конвертировать однонаправленный рост количества ночевок и стоимости размещения в увеличение доходности в пересчете на номер.

Средний уровень доходности на доступный номер составил по итогам первого полугодия 2016 года 4.319 руб., что практически на 15% выше результата аналогичного периода 2015 года.

Наиболее впечатляющие результаты продемонстрировали гостиницы стандарта Luxury (24,7%), а также Upscale (15,9%), причем, если в люксовых гостиницах рост данного показателя обеспечивался за счет увеличения средней цены на номер, то в сегменте Upscale – исключительно за счет увеличения загрузки.

Сегмент Economy, в котором все еще существенна доля старого «постсоветского» номерного фонда, продолжает демонстрировать отрицательные результаты (-8,4% по сравнению с предыдущим периодом), что, скорее всего, вызвано попыткой гостиниц данной ценовой категории остановить отток клиентов за счет снижения цены на размещение.

Тенденции 

Большие надежды на результаты 2016 годв

Уверенное восстановление спроса, отмечаемое московскими гостиницами с конца I кв. 2016 г., позволяет московским отельерамне только активно повышать гибкие тарифы (включая тарифы в он-лайновых системах продаж, которые сегодня обеспечивают внушительную долю реализуемых номеров), но и вызывает повод к оптимизму относительно результатов года, т.к. второе полугодие традиционно является более продуктивным с точки зрения доходов гостиниц.

В результате, при некотором возможном увеличении загрузки по рынку в целом, основным драйвером роста, как ожидается, станет показатель ADR (8-10% в годовом измерении), что обгонит прогнозируемый ЦБ РФ среднегодовой уровень инфляции (5-5,5%) и вернет гостиницы в зону роста доходов.

Главный вопрос в том, можно ли конвертировать эти положительные результаты и высокие темпы восстановления тарифов в прирост выручки, превышающий темпы инфляции в 2017 году.