Как создают инфраструктуру закрытых бизнес-центров
Одной из тенденций в сфере коммерческой недвижимости сегодня является создание закрытых, клубных деловых центров. При этом в большинстве таких проектов существует развитая инфраструктура, доступ к которой, как правило, имеют только сотрудники компаний, чьи офисы находятся на территории объекта. О специфике объектов ритейла в закрытых бизнес-центрах рассказали заместитель генерального директора компании Praedium Александр Ошурко и руководитель департамента продаж компании STONE HEDGE Анастасия Малкова.
Перед потенциальными покупателями помещений свободного назначения в офисных центрах встает непростой выбор: приобрести объект с открытым доступом, рассчитывая на стихийный поток клиентов, или помещение в закрытом проекте, стабильный трафик постоянных посетителей в котором преимущественно будут создавать сотрудники этого бизнес-центра. Так кому же выгодно селиться в закрытых проектах?
На примере таких проектов, как The Yard, «Атмосфера», «Парк Мира», Central Street, Smart Park, Bankside, Central Yard специалисты компаний Praedium и STONE HEDGE рассмотрели содержание инфраструктуры, которая не имеет открытого доступа.
«Можно выделить два типа торговых помещений в клубных бизнес-центрах, – рассказывает руководитель департамента продаж компании STONE HEDGE Анастасия Малкова. – К первому относятся площади, объекты инфраструктуры в которых будут ориентированы в основном на сотрудников данного бизнес-центра (кафе, рестораны, аптеки и др.), а также посетителей, которые приходят целенаправленно в данную компанию (шоу-рум, салоны красоты, учебные центры, дизайн-студии, юридические и туристические агентства). Второй тип – это помещения на первой линии с открытым доступом для всех желающих. Чаще всего это торговые галереи».
Закрытые объекты ритейла выбирают для себя те собственники и арендаторы, кто предпочитает работать с определенной целевой аудиторией и которые в меньшей степени заинтересованы в так называемых случайных посетителях. Помещения же на первой линии, напротив, идеально подходят компаниям, стремящимся привлечь стихийный трафик.
«Сегодня столичные бизнес-центры выбирают разные варианты организации инфраструктуры, но важно, чтобы ее создание было рентабельным. Конечно, полностью закрытая инфраструктура в данном случае собственнику невыгодна, если арендаторы платят процент от оборота. Но если размер арендной платы фиксирован, то cсобственнику не так важен характер работы арендатора. Очень выгодна организация закрытой инфраструктуры для крупных офисных центров: так они обеспечивают лояльность других арендаторов, особенно арендаторов закрытого типа. Если же в бизнес-центре помещения для инфраструктуры – ритейла, услуг – представлены на продажу, то здесь для собственника не принципиально важно, хочет будущий покупатель работать для внутренней аудитории или для внешней. Главное, чтобы сотрудники других арендаторов могли пользоваться его услугами», – комментирует заместитель генерального директора компании Praedium Александр Ошурко.
Так или иначе, создание закрытых офисных пространств, имеющих на своей территории все необходимое для делового человека, стало современной тенденцией. Жители больших городов много работают и при этом хотят решать свои бытовые вопросы просто и быстро. Поэтому девелоперы стараются создавать офисные кластеры для работы и жизни, чтобы все необходимое было под рукой. А собственники бизнеса, в свою очередь, готовы приобретать или арендовать для своих компаний помещения в закрытых деловых центрах, понимая, что полноценный клиентский трафик им будет обеспечен. В то же время подобные бизнес-центры, особенно имеющие удачное расположение, предлагают помещения на первой линии для компаний, нацеленных на привлечение стихийного трафика. Поэтому сегодня в грамотно организованном офисном центре с закрытой территорией каждый собственник бизнеса может найти подходящее для себя торговое помещение, которое будет приносить ему выгоду.