Общепит снизил вакантность на центральных торговых коридорах Москвы
За год уровень вакантных площадей на центральных торговых улицах Москвы снизился на 1,9 п. п..: с 9% в конце 2016 г. до 7,1% к концу 2017 г. Так, доля пустующих помещений на Садовом кольце за год сократилась с 12,1 до 10,9%, на Патриарших прудах – с 7,2 до 6,5%. Максимальное снижение вакантности по итогам года показали центральные и пешеходные улицы – на 2,9 п. п. (до 6,5%) и 2,3 п. п. (до 4,3%) соответственно.
При этом на Бульварном кольце вакантность, наоборот, возросла, поскольку спрос еще не успел восстановиться после строительных работ. В IV квартале 2017 г. уровень вакантных площадей здесь составил 8,4% помещений стрит-ритейла против 7,7% в октябре-декабре прошлого года. Общий рост вакантности Бульварного кольца произошел преимущественно за счет Гоголевского, Никитского, Покровского и Рождественского бульваров, где количество пустующих помещений увеличилось в среднем на 5 п. п.
Таблица 1. Динамика вакантности 2016-2017 гг.
Торговый коридор |
Вакантность, % |
Динамика |
|
IV кв. 2016 г. |
IV кв. 2017 г. |
||
Садовое кольцо |
12,1% |
10,9% |
|
Бульварное кольцо |
7,7% |
8,4% |
|
Центральные торговые коридоры |
9,4% |
6,5% |
|
Пешеходные улицы |
6,6% |
4,3% |
|
Патриаршие пруды |
7,2% |
6,5% |
Основным драйвером оживления рынка стали операторы общепита, на которые пришлось около 34% всех поглощенных свободных площадей за год. Это привело к росту доли общепита в структуре занимаемых площадей по всем типам центральных коридоров. Так, на пешеходных улицах доля общепита увеличилась с 40% в 2016 г. до 46% в 2017 году, в районе Патриарших прудов – с 29% до 35% за аналогичный период. Следующими по активности ритейлерами в 2017 г. стали представители категории красота и здоровье (аптеки, косметика и парфюмерия, салоны красоты, медицинские клиники) и продуктовые ритейлеры, на которые пришлось 14% и 10% всех поглощенных площадей соответственно. В целом за год по Москве около 11% всех помещений сменили своих арендаторов, причем в основном на смену приходили арендаторы с аналогичным торговым профилем. К примеру, в 70% случаев на месте оператора общепита открывалась новая точка общественного питания, и почти в 100% случаев в помещении аптеки вновь открывалась аптека.
График 1. Структура занимаемых площадей по типам торговых коридоров, %
График 2. Структура поглощения свободных площадей в Москве по категориям арендаторов, %
Среди заведений общественного питания, занявших пустующие прежде помещения на центральных улицах, можно отметить ресторан Bro & N Pizzeria на Малой Бронной, Ladurée на Никольской, Butcher’s Pie и Steak it Easy на Новом Арбате, «Хлеб Насущный» на Сретенке и др. Среди продуктовых ритейлеров очень активны были «Вкусвилл», «Азбука Вкуса» с форматом «AB Daily», а также Allfoods и «Город Сад», открывший магазин на Остоженке и готовящий открытие в районе Цветного бульвара. Также в 2017 г. состоялись открытия международными брендами своих первых магазинов в формате стрит-ритейл, среди них Aquazzura на Петровке, магазины Huawei и Xiaomi на Тверской (сделка закрыта при участии компании Colliers International), Palais des Thés на Покровке и др.
Ставки аренды на ряде центральных торговых коридоров и пешеходных улиц претерпели существенные изменения по сравнению с концом 2016 г. Так, в Столешниковом переулке и на Петровке рост нижней границы диапазона составил более 60%, а на Кузнецком мосту, Мясницкой и Новом Арбате – в районе 30-40%. Такой рост связан, прежде всего, с тем, что за последний квартал на этих улицах были экспонированы дорогостоящие помещения, ранее не представленные на рынке. С другой стороны, сокращение качественного предложения также толкает ставки в сторону повышения.
Таблица 2. Диапазоны ставок аренды, руб.
Улица |
2016 г. |
2017 г. |
||
Ставка Min |
Ставка Max |
Ставка Min |
Ставка Max |
|
Столешников пер. |
120 000 |
280 000 |
200 000 |
280 000 |
Тверская |
60 000 |
130 000 |
60 000 |
120 000 |
Кузнецкий Мост |
65 000 |
204 000 |
85 000 |
180 000 |
Петровка |
60 000 |
154 000 |
100 000 |
150 000 |
Мясницкая |
51 000 |
100 000 |
70 000 |
100 000 |
Арбат |
66 000 |
120 000 |
70 000 |
130 000 |
Новый Арбат |
55 000 |
122 000 |
78 000 |
110 000 |
На Садовом кольце по итогам 2017 г. наблюдается снижение доли свободных площадей до 10,9% по сравнению с периодом проведения строительных работ в рамках программы «Моя улица», когда вакантность достигла 13,5%, и даже по сравнению с 12,1% в конце 2016 г. При этом разные отрезки магистрали отличаются разной проходимостью и привлекательностью для ритейла, а значит и разным уровнем вакантности. Так, наибольшая вакантность в 2017 г. наблюдается на Садовой-Черногрязской и Садовой-Каретной улицах, где доля свободных помещений составляет 28% и 26% соответственно. Несмотря на то, что данные участки отличались высокой вакантностью и до реконструкции (23% и 22% соответственно), эффект роста свободных площадей в результате программы все же ощущается. Общее снижение вакантности Садового кольца произошло за счет роста активности на улицах Земляной Вал и Валовая.
С точки зрения заполнения пустующих площадей наиболее активный интерес к Садовому кольцу проявляли операторы категории красота и здоровье, общепита и продуктовые ритейлеры: на них пришлось 23%, 18% и 17% поглощенных свободных площадей соответственно. Также очень характерным явлением для Садового кольца была активность представителей сферы услуг (туризм, нотариальные конторы, сервисные центры), а также винотек, алкогольных и хозяйственных магазинов. При этом в 2017 г. на Садовом кольце почти не открывались магазины одежды и обуви, что весьма характерно для текущих рыночных условий.
График 3. Структура заполнения свободных площадей на Садовом кольце по категориям арендаторов, %
Источник: Colliers International.