В каталоге 3932 частных объявлений
Мы бесплатно подбираем коммерческую недвижимость по вашему запросу.
Новости, статьи, аналитика, интервью, а также 1133 объекта
коммерческой недвижимости Москвы.

В I квартале 2019 года на рынок торговых центров вышло всего 5 новых брендов

Аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank подсчитали, что по итогам I квартала 2019 года на рынок торговых центров столицы вышло всего 5 новых брендов против 7 за аналогичный период 2018 года – это самый низкий квартальный показатель за 5 лет. По итогам I квартала вакантность в московских ТЦ составляет 7%, что на 1 п. п. ниже аналогичного квартала прошлого года. Ставки аренды на торговые помещения остались на прежнем уровне. Новых проектов в I квартале не вышло, до конца года анонсирован выход 356 тыс. кв. м в 7 торговых центрах.

Основные показатели за I квартал 2019 года

Основные показатели*

Значение

Общее предложение действующих объектов (площадь общая/арендопригодная), млн кв. м

12, 4/6,37

Планируется к вводу в эксплуатацию в 2019 г. (площадь общая/арендопригодная), тыс. кв. м

≈877,6/≈356,0

Доля вакантных площадей, %

7,0

(без изм.) **

Условия аренды в торговых центрах Москвы:

 

торговая галерея, руб./кв. м/год

0–120 000

якорные арендаторы, руб./кв. м/год

3 000–20 000

Операционные расходы:

 

торговая галерея, руб./кв. м/год

6 000–10 000

якорные арендаторы, руб./кв. м/год

1 500–3 000

Обеспеченность жителей Москвы качественными торговыми площадями, кв. м/1 000 жителей

509,5

 
*В таблице приведены показатели только по качественным профессиональным торговым объектам. Профессиональный торговый центр – одно или группа архитектурно согласованных зданий общей площадью более 5 000 кв. м, объединенных общей концепцией и единым управлением.

** Изменение по сравнению с показателем на конец 2018 года

Источник: Knight Frank Research, 2019 г.

Предложение

По итогам I квартала 2019 года общий объем предложения на рынке торговой недвижимости Москвы составил 12,4 млн кв. м (GLA – 6,37 млн кв. м). Анонсированное ранее открытие ТРЦ «Саларис» (GLA – 70,2 тыс. кв. м) в марте 2019 года перенесено на апрель.

Всего до конца года заявлено к вводу в эксплуатацию 7 торговых центров, 3 из которых в составе ТПУ – «Саларьево» (GLA – 70 тыс. кв. м.), «Рязанская» (GLA – 10,9 тыс. кв. м.) и «Рассказовка» (GLA – 18,6 тыс. кв. м).

Предварительный прогноз по объему нового предложения по итогам 2019 года может составить около 356 тыс. кв. м. Среди заявленных к открытию крупнейшими проектами являются торговая зона развлекательного парка «Остров Мечты» (GLA – 70 тыс. кв. м) и МФК «Саларис» (GLA – 70,2 тыс. кв. м).

Динамика открытия новых торговых центров и доли вакантных площадей

Источник: Knight Frank Research, 2019

Спрос

По словам Евгении Хакбердиевой, директора департамента торговой недвижимости Knight Frank, сохраняющийся низкий темп ввода нового предложения и волатильность индекса потребительской уверенности способствуют стабилизации среднерыночного показателя вакантности площадей в торговых центрах столицы. Так, уровень вакансии в торговых центрах Москвы за I квартал 2019 года не изменился относительно IV квартала 2018 года и составил 7%. За год показатель снизился на 1 п. п.

В крупнейших концептуальных торговых центрах (площадью более 120 тыс. кв. м) доля свободных площадей составляет около 3% от общей арендопригодной площади объекта. При этом показатель вакансии в крупных торговых центрах, введенных в эксплуатацию более 2-х лет назад, составляет 5,7%.

В I квартале 2019 года на российский рынок вышло 5 международных розничных операторов, что на 2 меньше, чем за аналогичный период 2018 года и почти в три раза меньше показателя I квартала 2017 года. Все дебютанты – бренды, соответствующие ценовым сегментам «выше среднего» и «премиум», относятся к профилю «одежда, обувь, белье».

Структура брендов, вышедших на российский рынок за последние 10 лет, по ценовому сегменту

Источник: Knight Frank Research, 2019 г.

Динамика выхода международных операторов на российский рынок за последние 10 лет, шт.

Источник: Knight Frank Research, 2019 г.

Международные операторы, вышедшие на российский рынок в I квартале 2019 года

Бренд / торговый оператор

Страна происхождения бренда

 

Профиль

Ценовой сегмент

1

DKNY Sport

США

 

Одежда / Обувь / Белье

Выше среднего

2

A Bathing Ape (Bape)

Япония

 

Одежда / Обувь / Белье

Выше среднего

3

Rains

Дания

 

Одежда / Обувь / Белье

Выше среднего

4

Giorgio Magnani

Италия

 

Одежда / Обувь / Белье

Премиальный

5

Cult Gaia

США

 

Одежда / Обувь / Белье

Премиальный

Источник: Knight Frank Research, 2019 г.

Как отмечает Евгения Хакбердиева, усиливаются технологические процессы у ритейлеров, особенно связанные со сближением онлайн и офлайн сфер, автоматизацией процессов, защитой персональных данных. В марте открылся первый офлайн магазин крупного онлайн ритейлера Lamoda в ТРЦ «Атриум». Компания Adidas открыла обновленный флагман на Красной Пресне, оснащенный не только технологическими новинками, но и возможностью для e-commerce: торговая точка должна аккумулировать заказы 50 московских магазинов с целью перемещения товара между этими магазинами в течение 90 минут.

Коммерческие условия

В течение I квартала 2019 года уровень арендных ставок не претерпел значительных колебаний и в целом остался в прежнем ценовом диапазоне. Максимальные базовые ставки аренды приходятся на помещения в зоне фуд-кортов и для «островной» торговли в действующих проектах с высоким трафиком и может достигать 150 тыс. руб./кв. м/год. В то время, как минимальные ставки аренды устанавливаются для аренды площадей более 2 000 кв. м для якорных арендаторов.

Условия аренды в торговых центрах Москвы

Профиль арендатора

Диапазон базовых арендных ставок, руб./кв. м/год*

% от ТО

Гипермаркет (>7 000 кв. м)

4 500 - 10 000

1,5-4

DIY (>5 000 кв. м)

3 000 - 9 000

4-6

Супермаркет (1 000 - 2 000 кв. м)

12 000 - 23 000

4-6

Супермаркет (450-900 кв. м)

18 000 - 35 000

6-8

Товары для дома (<1 500 кв. м)

6 000 - 10 000

10-12

Бытовая техника и электроника (1 200 - 1 800 кв. м)

8 000 - 20 000

2,5-5

Спортивные товары (1 200 - 1 800 кв. м)

6 000 - 12 000

6-8

Детские товары (1 200 - 2 000 кв. м)

6 000 - 16 000

7-9

Операторы торговой галереи:

   
 

Якоря более 1 000 кв. м

0 - 12 000

4-12

 

Мини-якоря 700 - 1 000 кв. м

0 - 14 000

6-12

 

Мини-якоря 500 - 700 кв. м

0 - 16 000

6-12

 

300 - 500 кв. м

0 - 25 000

5-12

 

150 - 300 кв. м

8 000 - 18 000

6-14

 

100 - 150 кв. м

16 000 - 36 000

10-14

 

50 - 100 кв. м

25 000 - 80 000

12-14

 

0 - 50 кв. м

45 000 - 120 000

12-14

Досуговые концепции:

   
 

Развлекательные центры (2 000 - 4 000 кв. м)

4 000 - 8 000

10-14

 

Кинотеатр (2 500 - 5 000 кв. м)

0 - 6 000

8-12

Общественное питание:

   
 

Food-court

45 000 - 150 000

12-15

 

Кафе

15 000 - 90 000

12-15

 

Рестораны

0 - 25 000

10-15

*Коммерческие условия, обсуждаемые в процессе переговоров.

Источник: Knight Frank Research, 2019 г.

Прогноз

На фоне ввода новых торговых площадей в 2019 году аналитики Knight Frank ожидают небольшого увеличения доли вакантных площадей в торговых центрах – до 7,7%, однако вакансия в стабилизированных торговых центрах, работающих больше двух лет, будет снижаться.

Согласно планам, анонсированным девелоперами торговых объектов, в 2019 году на столичном рынке будет введено около 348,7 тыс. кв. м. торговых площадей. К вводу заявлены такие крупные торговые объекты, как торговая зона парка «Остров Мечты» (GLA – 70 тыс. кв. м), три торговых центра в составе ТПУ – ТРЦ «Сказка» (GLA – 18,6 тыс. кв. м), МФК «Саларис» (GLA – 70,2 тыс. кв. м), в составе ТПУ «Рязанская» (GLA – 14 тыс. кв. м) и проект торгового центра на Аминьевском шоссе ГК «Ташир» (GLA – 68 тыс. кв. м). Также будет открыто 2 профессиональных аутлет-центра Novaya Riga Outlet Village (GLA – 25,3 тыс. кв. м) и The Outlet Novaya Riga (GLA – 14,5 тыс. кв. м).

Наиболее значимые торговые центры, планируемые к вводу в эксплуатацию в 2019 году

Название

Адрес

GBA

GLA

«Остров мечты»

Нагатинская пойма

280 000

70 000

«Смоленский пассаж» (фаза II)

Смоленская пл., вл. 7-9

14 800

13 000

ТПУ «Рязанская»

Нижегородская ул.

20 000

14 000

ТПУ «Саларьево» - «Саларис»

Киевское ш., дер. Саларьево

300 000

70 200

ТПУ «Рассказовка» («Сказка»)

ш. Боровское/ул. Корнея Чуковского

29 000

18 608

ТРЦ на Аминьевском шоссе «Ташир»

Аминьевское ш., вл. 15

125 000

68 000

Novaya Riga Outlet Village

Новая Рига, д. Покровское, ул. Центральная д. 68

38 000

25 280

The Outley Novaya Riga

Новая Рига, 5 км от МКАД

27 000

14 500

Источник: Knight Frank Research, 2019 г.

Анонсирован ввод в эксплуатацию первых объектов сети районных торговых центров ADG Group (указаны в таблице ниже). До конца 2021 года компания планирует открыть 39 малых торговых центров арендопригодной площадью от 1 780 кв. м. до 35 тыс. кв. м.

Объекты сети ADG Group

Название

Адрес

GBA

GLA

Ангара

Чонгарский бул., 7

12479

6785

Будапешт

Лескова ул., 14

19103

9736

Киргизия

Зеленый просп., 81

н/д

13592

Орбита

Андропова просп., 27

н/д

5958

Орион

Летчика Бабушкина ул., д. 26

н/д

19916

Рассвет

Зои и Александра Космодемьянских, д. 23

н/д

6460

Источник: Knight Frank Research, 2019 г.

Продолжается активная работа над проектами ТПУ. На сегодняшний день инвесторы вошли в проекты 15 транспортно-пересадочных узлов, в большинстве которых заложена торговая функция. Анонсировано строительство торговых центров в составе проектов ТПУ «Выхино» (GLA – 70 тыс. кв. м), «Селигерская» (GBA – 145 тыс. кв. м) и «Парк Победы» (GBA – 237 тыс. кв. м) от ГК «Ташир», ТПУ «Щелковская» от ГК «Киевская площадь», ТПУ «Ботанический сад» (GLA – 27 тыс. кв. м.), ТПУ «Ховрино» (GBA – 25 тыс. кв. м). Сроки реализации заявленных проектов намечены на 2019-2022 гг.

Вследствие вышеперечисленного в перспективе трех лет ожидается прирост нового предложения в большей степени за счет торговых площадей в составе проектов ТПУ.

Источник: Knight Frank.