В каталоге 3932 частных объявлений
Мы бесплатно подбираем коммерческую недвижимость по вашему запросу.
Новости, статьи, аналитика, интервью, а также 1133 объекта
коммерческой недвижимости Москвы.

«Для того, чтобы сделать пространство узнаваемым и запоминающимся, мы придумываем историю, насыщенную символами и метафорами»

Торговая недвижимость быстро реагирует на меняющиеся запросы со стороны покупателей, предоставляя новые форматы и бренды. Изменчивый спрос затрагивает даже саму архитектуру объектов. Об изменениях в подходе к проектированию торговых пространств рассказывает Магда Кмита, главный архитектор и партнер международного архитектурного бюро Blank Architects.

Скажите, пожалуйста, наблюдаете ли вы какие-либо изменения в подходе к созданию торговых центров?

Мы очень внимательно отслеживаем и анализируем тренды, потому что это помогает в нашей работе. Архитектор вообще всегда должен быть «на острие» в том направлении, в котором он работает. И что же мы видим в сфере торговли? Все меняется с космической скоростью! Увеличился темп жизни, при этом очень многие процессы, в том числе и шоппинг, переводятся онлайн. Люди все реже приходят в супермаркет, чтобы набить доверху тележку продуктами на неделю. Площади гипермаркетов сокращаются, большое значение приобретает формат «магазин у дома». Точно так же в торговые центры люди приходят не только и не столько за покупками.

При этом нельзя сказать, чтобы формат торгового центра потерял актуальность…

Актуальность теряют старые форматы. Большинство моллов и в России, и в регионах безнадежно устаревают, потому что больше не дают покупателю то, что он хочет. Сегодня человек приходит в торговый центр за эмоциями и атмосферой, приходит отдохнуть, расслабиться, пообщаться, узнать что-то новое, получить интересный опыт. И будучи эмоционально заряжен, он зайдет в магазины торговой галереи и что-то спонтанно купит.

Торговый центр должен улучшать качество жизни. Сейчас один из трендов большого города – децентрализация. Районные моллы становятся коммьюнити-центрами, центрами социальной и культурной жизни. В них появляются спортивные, учебные, рабочие зоны, организуются арт-пространства для театральных постановок, концертов, выставок. Это новый формат, и мы, работая над проектами ритейла, к нему стремимся.

А каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный современный торговый центр?

Есть несколько составляющих. Во-первых, многофункциональность. Нужны разноформатные зоны для отдыха, работы, спорта, развлечений, для семей с детьми, молодежи. Монофункция больше не работает, ритейл становится лишь одной составляющей, которую дополняют развлечения, ивенты, фитнес-центры, коворкинги, учебные центры, гастромаркеты. Не нужно бояться неожиданных форматов. Например, «ВТБ Арена плаза» – возможно, единственное в мире торговое пространство внутри стадиона, и эта дополнительная функция позволит повысить окупаемость объекта в целом. Во-вторых, комфорт. В пространстве торгового центра должна быть четкая внутренняя логика, которая касается и навигации, и расположения функциональных зон.

Кстати, какую зону вы считаете самой важной?

Безусловно, одна из важнейших – зона отдыха и фудкорт. Это отдельная история. Здесь можно придумать много интересных запоминающихся вещей, при помощи концептуального дизайна, использования айдентики, арт-объектов превратить это место в центр притяжения. Например, в оформлении фудкорта «ВТБ Арена Плаза» используется спортивная тематика: на полу выполнена разметка баскетбольной площадки, в проекте «Золотой Вавилон Отрадное» фудкорт – центральная зона с возможностью доступа из парка. В ТЦ «5 авеню» под еду и развлечения отведен весь третий этаж. Мы постарались создать здесь атмосферу рынка под открытым небом с помощью окон, внешних террас, киосков, комбинирования разных узоров, цветов и форм. Здесь расположились кулинарная лавка, кулинарная школа, рестораны, бары, street food, фуд-корт.

В торговом центре дома Chkalov около Курского вокзала зона фудкорта и ресторанов с открытыми барами под названием Food Square тоже будет занимать целый этаж. Мы решили сделать эту зону особенной. Все рестораны имеют открытые витрины с барами или открытыми кухнями, которые добавляют атмосферу открытости и дружелюбия. В дневное время он может служить местом для обедов, местом, где можно поработать с ноутбуком, местом отдыха до или после покупок. Вечером здесь царит атмосфера вечеринки.

Если мы говорим о семейных торговых центрах, то здесь большое внимание нужно уделять детским зонам. Красочные и безопасные игровые площадки, зоны для лекций, семинаров и мастер-классов, комфортные детские комнаты с разными сервисами: мини-кухней с микроволновками, детскими туалетами и пеленальными столиками.

От чего еще зависит ощущение комфорта?

Во многом от акустических и световых решений внутри здания. Ковролин, мебель, акустические панели и перегородки помогают поглощать звук, избавляться от лишнего шума. Грамотное освещение – тоже ощутимая составляющая гармоничного пространства. По утрам свет должен быть более ярким, бодрящим, а к вечеру – расслабляющим. Очень важно по максимуму использовать естественный свет. Например, работая над проектом торгового пространства в доме Chkalov, мы постарались создать уютную атмосферу без стресса, наполненную светом. Основой концепции дизайна стал свет, который проходит через застекленную крышу атриума и растворяется в торговых галереях.

Не стоит забывать и о насыщенности разнообразными сервисами: автомобильные и велосипедные парковки, зоны WI-FI, комнаты матери и ребенка – все, что делает пребывание в торговом центре комфортным, заставит его вновь возвращаться.

А что нужно делать с точки зрения дизайна?

Главное – целостность концепции, креативной идеи. Хорошо, когда дизайн фасадов и дизайн интерьеров перекликаются, создают единый стиль. При этом здание должно гармонично вписываться в городскую ткань, и его архитектурное решение во многом зависит от окружения. Важно, чтобы входные группы были «приглашающими» и в торговый центр хотелось зайти.

Для того, чтобы сделать пространство узнаваемым и запоминающимся, мы придумываем историю, насыщенную символами и метафорами, используем айдентику, мебель, изготовленную на заказ, качественные, приятные на ощупь отделочные материалы, декоративные элементы, арт-объекты. Так, работая над интерьерами торгового комплекса «ВТБ Арена Плаза», мы стремились не только сделать отсылки к спортивной теме, но и обозначить архитектурную преемственность проекта: силуэты спортсменов и болельщиков на стенах, копии барельефов советского скульптора Сергея Меркулова в нишах на потолке.

Скажите, пожалуйста, а есть ли какие-то «фишки» в дизайне, которые побуждают посетителей делать больше покупок, посещать большее количество магазинов и пр.?

Как я уже говорила, главное, чтобы посетителю было комфортно и он был в хорошем настроении, тогда он будет расположен к покупкам. Обеспечить это помогут, например, уютные общественные пространства, с WI FI и мягкими зонами. В свою очередь, внимание привлекают  заметные витрины с сезонным оформлением, брендирование, яркие акценты

Какие форматы более востребованы, на ваш взгляд: новые торговые центры или реновация старых?

Это зависит от состояния торгового центра, его локации, и так далее. Зачастую реновация может быть дороже, чем строительство с нуля. В то же время, торговые центры, которые удачно расположены, при грамотном обновлении могут стать гораздо прибыльнее, привлекая дополнительный траффик.

И проекты реновации, и новые проекты представляют интерес для архитектора. В первом случае нам надо работать в рамках заданных условий – самой конфигурации здания. Мы очищаем его снаружи и внутри, и на этот каркас нанизываем новые смыслы и функции. Придумываем новые фасады, перепроектируем торговые галереи и общественные пространства так, чтобы они были эффективны, выступаем, как «реанимационная бригада». Это очень интересно. При проектировании с нуля  ограничений меньше. Мы сами вместе с заказчиком  закладываем функции и смыслы, но все равно ориентируемся на окружающую городскую застройку, в которую торговый центр должен быть гармонично интегрирован.

Что именно нужно изменить в старом торговом центре для успешной реновации?

Для начала нужно проанализировать состояние объекта, понять, как там все функционирует, какие зоны необходимо изменить. Архитекторы проводят комплексный анализ, и по его результатам даем рекомендации заказчику и разрабатываем проект. Мы определяем новую навигацию, распределяем потоки покупателей, добавляем лифты или эскалаторы, создаем новые опорные точки, перепроектируем функциональные зоны и общественные пространства, расставляем акценты.

Торговый центр становится местом, где можно провести здесь целый день: покупки, развлечения, дружеский или семейный обед, романтический ужин, приятная атмосфера. Наша задача – наполнить пространство новыми смыслами, сделать его современным, комфортным и коммерчески эффективным.