В каталоге 3932 частных объявлений
Мы бесплатно подбираем коммерческую недвижимость по вашему запросу.
Новости, статьи, аналитика, интервью, а также 1133 объекта
коммерческой недвижимости Москвы.

«Торговые центры постепенно становятся местом социальной активности, и развлекательный формат в этом контексте очень сложно переоценить»

В торговых центрах все чаще открываются развлекательные заведения для всей семьи, призванные предложить различные варианты проведения досуга и тем самым привлечь дополнительный трафик. О том, какие требования выдвигают такие арендаторы к площадям, мы решили поговорить с Павлом Ковшаровым, основателем сети семейных парков приключений «Zамания».

Какие требования к торговым площадям выдвигаются со стороны сети? Что вы считаете наиболее важным при выборе места для открытия парка приключений?

Как и любой торговый оператор, заинтересованный в эффективной конверсии, мы, прежде всего, смотрим на локацию торгового центра. Нам важно, чтобы до объекта не приходилось добираться «на собачьих упряжках» и чтобы в зоне охвата была наша целевая аудитория. Концепция торгового центра играет важную роль – это должен быть объект, рассчитанный на семейное времяпрепровождение, куда ходят всей семьей, где есть различные магазины, кафе, рестораны, операторы развлечений.

Конечно, мы смотрим и на посещаемость торгового объекта, хотя сами являемся генератором трафика для любого ТЦ, в который садимся. Что касается метража торгового центра, то раньше мы рассматривали только большие объекты – в них, согласитесь, больше возможностей для развития развлекательного кластера, а конструктивные и строительные характеристики таких ТЦ позволяют операторам смело экспериментировать с самыми сложными форматами. Например, при высоте потолков от 7,5 метров у нас есть возможность делать в своих парках канатные центры – и не только для аудитории детей, но и для подростков и взрослых.

С другой стороны, в России есть большое количество ТЦ меньшего объема, в которых при этом сформирован спрос на качественную развлекательную инфраструктуру. В первую очередь, я говорю о региональных проектах, где девелоперы ТЦ все реже решаются на объем, превышающий 30 тыс. кв. м. Для этих проектов мы создали отдельный мини-формат «Zамании», который ориентирован на площадь в 900-1 200 кв. м. Наш традиционный формат требует 2,5-3,0 тыс. кв. м.

На какие зоны обычно подразделяются ваши парки? Есть ли различия в связи с различными локациями (и, соответственно, составом покупателей)?

В каждом нашем парке приключений – своя уникальная тематика и индивидуальное оформление. Вместе с тем основные пространства, спортивные, рекреационные и игровые форматы повторяются вне зависимости от масштаба ТЦ и его локации. Как правило, в наших парках всегда можно найти зоны скалодрома, батут, тюбинг, вулкан,  лабиринт, зону для самых маленьких, семейное кафе, а также пространства для празднования дней рождений. В мини-формате будут представлены те же самые зоны, но меньшего метража.

Были ли какие-то изменения в вашей отрасли в связи с событиями в Кемерово? Как параметры безопасности обычно согласуются с руководством торгово-развлекательных центров?

Последствий для нашей отрасли было очень много. Мы неоднократно обсуждали инициативу некоторых депутатов по переносу детских центров и кинотеатров ниже второго этажа. Как и следовало ожидать, детским центрам досталось гораздо больше. Некоторые просто закрывались без особых предписаний, некоторые – за реальные серьезные нарушения. Причем часто МЧС и прокуратура имели разное мнение по одному и тому же вопросу. Получается, что единых требований по вопросам того, «а как должно быть», у них самих до сих пор нет.

Вообще, все участники отрасли после Кемерово столкнулись со значительным увеличением проверок и контроля со стороны проверяющих органов. При этом основная проблема в рамках этих проверок, с моей точки зрения, отнюдь не была разрешена. Дело в том, что арендодатель часто перевешивает на арендатора адаптацию систем пожарной сигнализации и пожаротушения, а также их эксплуатацию. К чему это приводит? Сигнал от центрального пульта может просто не дойти до конкретной двери. Это в корне не верно. Получается, что проверяющие инстанции, не меняя сущность контроля, просто более активно проверяют все то же самое по стандартным методикам.

Конечно, показательные дела приведут к тому, что бизнес станет более ответственным, а ТЦ – более безопасными. Но этого же нужно требовать и от самого государства – кроме контроля, оно должно помогать, обучать и создавать условия, при которых нарушать правила и регламенты будет очень невыгодно. Система, при которой «возможно договориться», не приведет к изменениям, и через 2-3 года все может вернуться «на круги своя».

Не надо ничего придумывать, все уже придумано до нас в других странах. Это работа страховых компаний, институтов независимых аудиторов и контролеров. Нужно создать систему, при которой будет невозможно открыть ТЦ без страхования, при этом страховая компания не должна иметь возможность выписывать страховку без заключения независимой организации. А если они все «договорятся», но проверка через год зафиксирует нарушения, страховая компания в одночасье просто теряет свою лицензию, что для нее куда страшнее, чем сиюминутная выгода от одного ТЦ.

Какое соседство в торгово-развлекательных центрах для вас наиболее интересно? Есть ли примеры неудачного соседства?

Девелоперы стремятся подбирать в свои проекты развлекательные форматы, дополняющие друг друга, а не конкурирующие между собой. Интересный формат развлекательного кластера в ТЦ «Авиапарк». Там работают как традиционные entertainment-проекты – например, кинотеатр и каток, так и передовые развлекательные форматы: центр радиоуправляемых моделей «Арена Пилотаж», квест-центр «Клаустрофобия», киберспортивная арена Gamer Stadium, аэротруба I Can Fly, кроссфит-центр «Завод», «Панда-Парк», Kidzania и др. Мы сознательно вошли в этот проект, понимая, что развлекательный кластер в целом генерирует большой совокупный трафик и играет на руку каждому оператору по отдельности.

Что же касается традиционного ритейла, то здесь не мы ищем эффективного соседства, а за нами, как за генераторами трафика и якорем, тянутся определенные бренды. В целом же развлекательные центры семейного формата эффективно влияют на конверсию в ТЦ, ведь целевая аудитория довольно широкая и пересекается с аудиторией многих торговых операторов в ТЦ.

В среднем один парк «Zамания» привлекает около 30 тыс. посетителей в месяц. Из них 60% – родители, те самые «люди, принимающие решения». И как показало наше анкетирование, больше половины из них что-то покупает в ТЦ до посещения парка приключений, или сразу после. Очевидно, что трафик, привлеченный в развлекательный центр, отлично конвертируется в покупателей всего торгового объекта.  

В чем, на ваш взгляд, состоят основные отличия между развитием развлекательного сегменте в Москве и регионах?

В Москве развлекательная отрасль представлена, безусловно, большим разнообразием форматов и более профессиональным отношением девелоперов к этой индустрии. В регионах все еще можно встретить застройщиков, которые не понимают ценности и смысла entertainment-центров для полноценной работы ТЦ, не готовы предлагать развлекательным операторам пониженную арендную ставку.

С другой стороны, рынок в любом случае становится более профессиональным, эффективным. Девелоперы, стремящиеся делать бизнес сегодня, понимают, что меняются «правила игры», меняется потребитель, и разношерстные торговые операторы в ТЦ – уже не то, что может быть достаточным мотиватором для генерации трафика. Аудитория больше не хочет просто покупать, ей нужно эмоциональное вовлечение, интересное впечатление. Торговые центры постепенно становятся местом социальной активности, и развлекательный формат в этом контексте очень сложно переоценить.

К счастью, мы видим увеличение интереса девелоперов к развитию своих ТЦ, к поиску новых форм и форматов. Появление этого спроса простимулировало нас на создание франчайзинговой программы от «Zамании», которая позволяет девелоперам и региональным партнерам привлекать целевой трафик в ТЦ, получать хорошие показатели по конверсии, концептуально развивать проект.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о франшизе: насколько активно происходит этот процесс, какова заинтересованность рынка, что именно вы предлагаете со своей стороны, есть ли уже «истории успеха»?

Старт франчайзинговой программы у нас состоялся около года назад. Решение было простым и логичным – коль скоро рынок региональных развлечений находится в зачаточном состоянии, а у нас уже работает более 10 объектов с налаженной методологией, понятными финансовыми показателями, стандартными процедурами и обучением персонала, то почему бы этот опыт не тиражировать на региональные рынки? Тем более что девелоперы проявляют интерес к готовым пакетным решениям для интеграции в свои проекты.

Особенность нашей франшизы заключается в том, что она достаточно гибкая, и фактически адаптируется под запросы клиента. Если мы начинали с больших форматов, и интересовались площадью от 2 тыс. кв. м, сегодня есть возможность реализовать проект в меньшем формате, с меньшим объемом инвестиций и более быстрой окупаемостью. Таким образом, мы расширяем аудиторию потенциальных франчайзи, предлагая продукт на 900-1200 кв. м. В свою очередь, если у потенциального партнера нет достаточной экспертизы в реализации подобных проектов, есть формат франшизы, который учитывает и это.

Базово мы предлагаем девелоперу три варианта сотрудничества: 1) поиск локального партнера с передачей ему франшизы для организации парка приключений на объекте девелопера; 2) передача «секретов мастерства» команде девелопера, которая может заработать не только на аренде, но и на операционном бизнесе; 3) доверительное управление, позволяющее собственнику или инвестору оставаться полноправным владельцем бизнеса, но без глубокого погружения в него.

В настоящий момент у нас подписано несколько договоров с франчайзи-партнерами. Есть эксклюзивные партнеры в Кирове, Нижнем Новгороде и др. городах. Несколько договоров – в стадии подписания. Думаю, в скором времени мы объявим об открытии новых проектов по франчайзингу в регионах.