В каталоге 3948 частных объявлений
Мы бесплатно подбираем коммерческую недвижимость по вашему запросу.
Новости, статьи, аналитика, интервью, а также 1128 объектов
коммерческой недвижимости Москвы.
Реклама
Реклама

«Успешный коворкинг сегодня – это гибрид функций, который грамотно совмещает различные зоны и современное техническое оснащение»

Тренд на смещение классических офисов в сторону совместного рабочего пространства становится все более отчетливым. Каким в условиях высокой конкуренции должен быть востребованный коворкинг, рассказывает Екатерина Ньюман, генеральный директор компании Q1 Group.

Как в настоящее время развивается рынок коворкингов?

Сегмент стремительно развивается и количественно, и качественно. По оценкам аналитиков, ежегодно количество проектов такого формата во всем мире увеличивается на 25–30%. В Москве и Подмосковье сегодня насчитывается более 150 «совместных офисов» абсолютно разных по площади и формату.

По предварительным данным, к концу года объем предложения на рынке коворкингов достигнет 130 тыс. кв. м, что в 1,5 раза больше, чем год назад. Качественные изменения в сегменте связаны с трансформацией самого восприятия формата в России.

Успешный коворкинг сегодня – это гибрид функций, который грамотно совмещает различные зоны и современное техническое оснащение. Важным конкурентным преимуществом стало качество рабочего пространства: инженерия, освещение, функциональный интерьер, отделочные материалы. Второй момент – это концепция.

Насколько активно в настоящее время строятся коворкинги? Заметен ли тренд на увеличение или уменьшение количества новых проектов?

Если сравнить 2016 год и то, что происходит сейчас, то количество коворкингов выросло практически в 2 раза. Это логично объясняется ценой аренды: для средней компании аренда в год обойдется дешевле на 40%. Кроме того, все расходы, связанные с обслуживаем офиса, также снимаются с компании-арендатора.

Помимо небольших единичных коворкингов, которые имеют 1-2 представительства, активно развиваются сетевые проекты. На российский рынок выходят такие крупные мировые игроки, как WeWork, ведутся переговоры с Knotel.

Конкуренция с мировыми лидерами качественно меняет сегмент и его восприятие в глазах арендаторов. Коворкинги ассоциируются уже не только со стартапами и фрилансерами. Среди резидентов – проектные команды крупных российских корпораций, такие как «Ростелеком», Теле2.

В США практика «посадить» проектную группу в офис такого типа уже давно распространена и активно используется крупными компаниями, такими как Amazon или Google.

Как меняется на рынке подход к формату коворкинга, становятся ли они более объемными по площади, с иным принципом зонирования и пр.?

Если мы посмотрим на первые коворкинги, которые создавались в Москве, это были отдельные мини-офисы, офисы под более крупные компании и зоны для общения: кухни, переговорные, может быть, некоторые agile-зоны, где люди могли работать по проектам. Современный коворкинг направлен не только на то, чтобы разместить компании и дать им возможность развиваться внутри, но также и на зоны, где проводятся различные мероприятия, социальные проекты, проходят различные выставки. Это некие залы, где используется достаточно дорогостоящее мультимедиа-оборудование, проводятся видео-конференции. Для таких пространств нужна более сильная вентиляция и требуется больше электрических мощностей.

Такая качественная трансформация позволяет коворкингам выделяться и привлекать больше аудитории: не только тех, кто работает в данных офисах, но и людей со стороны, которые приходят, могут посмотреть, пообщаться с резидентами.

На опыт каких стран сейчас ориентируется российский рынок в сфере создания коворкингов?

Первые коворкинги начали появляться в Европе и США в 2005 году. В России мода на «командный офис» пришла в период кризиса 2008 года, а активное развитие сегмента было обусловлено в том числе экономической ситуацией. Наибольшее число коворкингов сосредоточено в Великобритании: их доля на местном офисном рынке составляет 4%. В Европе и России сегмент занимает всего 1%.  

Среди лучших рабочих пространств мира – коворкинг компании NeueHouse в Лос-Анджелесе. Здесь, помимо строгих рабочих зон, предусмотрены конференц-залы, лаундж с кожаными диванами, рабочая веранда и собственный кинозал. NeueHouse – удачный пример совмещения нескольких функций в рамках одного проекта: рабочее пространство днем, вечером – место для вечеринок, лекций и модных показов.

Отечественные коворкинги ориентируются на западный опыт, лидеров мировых сетей, таких как Regus, WeWork или Knotel. Хотя стоит отметить, что современный рынок коворкингов в развивающихся азиатских странах также задает высокие стандарты, и в некоторых случаях их качество, оснащение и концепция выше европейских.

Один из самых передовых, на мой взгляд, – гонконгский The Work Project. Пространство оформлено по авторскому дизайн-проекту и ничем не уступает пятизвездочному отелю. В отделке помещений использованы экологичные материалы, а вертикальный сад в центральном зале позволяет поддерживать свежий воздух в помещении.

Еще один яркий пример – Ministry of New в Мумбаи. Его концепция работает на контрасте с динамичным мегаполисом. По задумке авторов из Нидерландов, акцент сделан на спокойном расслабляющем интерьере и свободных пространствах для отдыха, чтобы резиденты не чувствовали себя скованно.

Какие проекты московских коворкингов вы считаете наиболее интересными с точки зрения концепции, чем именно они интересны?

В числе ключевых московских игроков рынка можно назвать Regus, Workki, «Таблица», «Рабочая станция», Deworkacy. Все они разные, но востребованы в своем целевом сегменте. Мы недавно построили один из сети Regus – эти коворкинги реализованы в традиционном формате и ориентированы скорее на классические компании. Пространство поделено между закрытыми офисами и небольшими зонами с незакрепленными рабочими местами. «Таблица» ориентирована на молодежную аудиторию, сообщество, насыщенную контентную составляющую.

Какие особенности имеет процесс строительства коворкингов по сравнению с классическими офисами?

Основное отличие коворкинга в его открытом формате – свободное рабочее пространство с дополнительными функциями. Здесь соседствуют абсолютно разные направления бизнеса, поэтому хороший коворкинг должен быть универсальным, какой бы ни была его идеология. Еще один важный момент – зачастую формат объединяет бокс-офисы и хот-деск. Исходя из этого, особую значимость приобретает качественная система акустики. Акустический комфорт достигается за счет использования шумопоглощающих перегородок, потолочных систем и правильной мебели.

Интересный факт: площадь одного рабочего места в коворкинге в среднем на 2-4 кв.м меньше, чем в классическом офисе. При этом, за счет эффективного использования площадей, лаундж-зоны и общей атмосферы, у работника создается ощущение пространства и свободы передвижения.

Каковы затраты при строительстве коворкинга? Каков минимальный порог входа в проект?

Любой коворкинг имеет свои особенные требования с точки зрения строительства. Если мы рассматриваем стандартный вариант, который не предусматривает никаких дорогостоящих материалов, то средняя цена непосредственно самого строительства составит 30-40 тыс. руб. за кв. м. В эту стоимость входит оснащение мебелью переговорных, кухни, мест для общения и отдыха.

При этом нужно не забывать, что каждый проект пытается быть более конкурентным на фоне активно развивающегося рынка – более 100 коворкингов функционируют в Москве, а по России их число в несколько раз больше.

Конкурентным преимуществом проекта становится его техническое оснащение: системы управления, IT-технологии, системы распознавания. На сегодняшний день уже есть даже такие коворкинги, которые работают без персонала, исключительно на управлении с помощью IT. В таком случае, конечно, стоимость аренды будет значительно выше.

Какие существуют особенности оптимизации расходов при реализации коворкингов?

Бюджет любого проекта определяет его концепция. Есть составляющие, на которых категорически нельзя экономить: инженерия, система акустики, освещение, удобная и функциональная мебель – это именно то, что напрямую влияет на эффективность работы будущих резидентов.

Соответственно, если пространство будет некомфортным, то проект не станет востребованным даже при доступной цене аренды. Эксклюзивный интерьер и современное digital-оснащение – это, безусловно, важные конкурентные преимущества на растущем рынке коворкингов, но в каком объеме они будут реализованы, зависит от бюджета проекта.

Закладывается ли при строительстве коворкингов возможность их быстрого переформатирования при такой необходимости (например, создания классических офисных пространств)?

Масштабируемость стала одним из ключевых преимуществ коворкинга. Но в данном контексте речь идет не о трансформации в классический офис, а о возможности увеличить или сократить арендуемую площадь. Например, на старте бизнесу может потребоваться минимальное количество рабочих мест, а с его расширением вырастет и потребность в функциональном пространстве.

Коворкинг – это, в первую очередь, гибкое пространство, объединяющее сразу несколько функций: работу, отдых, арт-мероприятия. Его формат изначально подразумевает возможность трансформации. Но, как правило, мы говорим о внутренних изменениях, а не о глобальном переформатировании. Хотя такая практика тоже встречается.

Что требуется для создания максимально комфортного и востребованного коворкинга? Насколько, на ваш взгляд, московские проекты отвечают таким требованиям?

В условиях растущего рынка более востребованными становятся крупные площадки и концепции. Такие площадки могут реализовать больше ценных функций для резидентов. Такой формат, помимо рабочих мест, предлагает резидентам множество общих пространств: переговорные и конференц-залы, лектории и арт-пространства, event-зоны. Самые востребованные из них – переговорные, желательно нескольких типов: закрытые залы для внешних встреч и неформальные места в лаундж-зонах рядом с кофе-пойнтами.

Функциональный коворкинг отличает вариативное использование одних и тех же пространств. Так, лаундж или кухню можно переоборудовать для вечерних мероприятий, просторные переговорные при необходимости на время могут стать местом для командной работы проектного офиса. Таким образом, в хорошо спланированном, продуманном коворкинге работать можно в абсолютно любом месте, а не только за рабочим столом.

Фото предоставлены пресс-службой Q1 Group.