Более трети свободных помещений стрит-ритейла занял общепит
По данным Colliers International, в 2017 году порядка 34% всех свободных помещений стрит-ритейла арендовано предприятиями общепита. На втором месте в рейтинге наиболее активных арендаторов находятся операторы в сфере красоты и здоровья – на их долю пришлось 14%, торговля продуктами держит третье место, заняв 10% площадей.
Объемы заведений общественного питания увеличились во всех типах центральных коридоров. Так, на пешеходных улицах их рост по сравнению с 2016 годом – с 40 до 46%, в районе Патриарших прудов – с 29 до 35%. Этот процесс постепенно приводит к кардинальной смене профилей столичных торговых улиц, в том числе и в традиционно премиальных местах. Общепит уже стал преобладающим на Петровке, и, вероятно, такое же развитие ждет и Столешников переулок – самую дорогую торговую улицу Москвы.
Причиной увеличения точек общепита эксперты называют развитие культуры питания вне дома, а также реконструкцию улиц, которая привела к росту трафика и, как следствие, посещаемости кафе и ресторанов. Уровень вакантности на рынке стрит-ритейла снизился в 2017 году до 7,1%. Такие показатели – практически во всех типах торговых коридоров, в том числе и на Садовом кольце, где также были проведены работы по реконструкции. Исключение составляет лишь Бульварное кольцо, где отмечено увеличение свободных торговых помещений.
В 2018 году в Colliers International ожидают дальнейшего снижения доли вакантных площадей на центральных московских улицах, что может привести к росту ставок аренды. Помимо этого, продолжится процесс демократизации торговых коридоров и смена профилей. Общепит займет еще большую долю площадей, в том числе и в люксовых фэшн-локациях.