В Москве искали пути развития торговой недвижимости
При открытии новых ТЦ нестандартные концепции позволяют снижать уровень вакантных площадей до 30-40%, в противном случае невостребованными могут остаться до 80% площадей, но из-за непрофильных арендаторов на 30-40% падает арендный доход комплексов, и далеко не все нестандартные арендаторы способны давать торговой галерее новых покупателей – такие мнения высказывались на конференции Magnetic Development and Management.
Как рассказал директор LCM Consulting Эдуард Тишко, традиционные якорные арендаторы в виде товаров для детей, магазинов спорттоваров, электроники и бытовой техники сегодня не работают. По его мнению, генерировать трафик способны продуктовые гипермаркеты, арендаторы сферы досуга, развлечения и образования, а также социально значимые сегменты, те же центры оказания госуслуг, нотариусы и т.д. Однако присутствующие на конференции ритейлеры отметили, что люди, приходящие в торговый комплекс развлекаться и поесть, далеко не всегда становятся покупателями торговой галереи. Эти слова поддержала заместитель генерального директора компании RRG Эвелина Ишметова. По ее словам, самым дефицитным ресурсом сегодня является время, и многие не готовы проводить в торговом комплексе весь день, сначала развлекаясь, а потом делая покупки.
На конференции звучали различные точки зрения, касающиеся и развития рынка торговой недвижимости, и банковского финансирования. Так, директор отдела торговой недвижимости Москвы CBRE Марина Малахатько высказала не самую популярную мысль, что через 3-4 года арендные ставки на коммерческую недвижимость снова будут номинироваться в долларах, поскольку даже проектное финансирование сегодня проигрывает валютному кредиту.
Директор по маркетингу ТЦ «Авиапарк» Ирина Ушакова рассказала о собственном опыте и привлечении нестандартных арендаторов, что позволило меньше чем за год в разы снизить долю вакантных площадей.
Во время мероприятия был затронут широкий круг вопросов, рассмотрены практические кейсы, состоялся достаточно откровенный разговор.