50% планируемых к открытию торговых центров Москвы не были сданы в 2015 году
В 2015 году ввели в эксплуатацию 14 торговых центров общей арендуемой площадью 559,5 тыс. кв. м, что на 33% ниже аналогичного показателя 2014 года, и составляет только половину от заявленного ввода на начало 2015 года, сообщает консалтинговая компания Welhome.
Несмотря на существенный объем, заявленный к вводу в 2016 году, реальный показатель, по оценкам Welhome, будет ниже, и составит не более 570 тыс. кв. м. По всей вероятности, 2014 год стал пиковым по объему нового ввода, в дальнейшем этот показатель покажет тенденцию к снижению.
Показатель обеспеченности качественными торговыми площадями на конец 2015 года достиг 463 кв. м на 1000 жителей, увеличившись на 10,5% по отношению к показателю на конец 2014 года.
Новые международные ритейлеры продолжили выходить на московский рынок, несмотря на общую негативную экономическую и геополитическую ситуацию. Этому способствовали рост конкуренции среди торговых центров и высокая активность их собственников в привлечении новых интересных брендов в свои объекты.
Показатель вакантных площадей в целом по рынку находится на уровне 11% и существенно разнится в зависимости от даты открытия и формата торгового центра. Коммерческие условия в торговых центрах сильно зависят от уровня его заполняемости. В тех объектах, где этот показатель составляет порядка 50% и ниже на момент открытия торгового центра, арендаторы могут рассчитывать на дисконт.
Основные показатели рынка торговой недвижимости Москвы в 4 квартале 2015 года
Основные показатели | Значение показателя |
---|---|
Общий объем качественных площадей, кв. м GLA | 5 641 600 |
Введено в эксплуатацию в 2015 г., кв. м GLA | 559 495 |
Уровень вакантных площадей | 11% |
Заявленный ввод в 2016 г., кв. м GLA | 645 755 |
Обеспеченность качественными торговыми площадями, кв. м на 1000 жителей | 463 |
Источник: Welhome Real Estate Consulting
В IV квартале 2015 было открыто 6 торговых центров общей арендуемой площадью 220,3 тыс. кв. м. Данный показатель на 26% ниже аналогичного показателя 2014 года. В числе открытых объектов – долгожданный ТРЦ Zeленопарк на Ленинградском шоссе близ Зеленограда, ТРЦ «Столица» также в Зеленограде, ТРЦ Avenue South West и ТРЦ «РИО Румянцево» от ГК «Ташир» и ТРЦ «Калита» в Ясенево (ЮЗАО).
Динамика ввода торговых площадей и торговых центров в 2008-2015 гг., арендуемая площадь - GLA, кв. м
Источник: Welhome Real Estate Consulting
Динамики ввода качественных торговых площадей по годам показывает, что последствия кризиса 2008 года стали ощутимы через 3 года, когда был введен минимальный объем площадей. Только в 2013 году наметилась положительная динамика ввода торговых площадей, которая достигла пика в 2014 году. Начиная с 2015 года и далее показатель ежегодного ввода будет снижаться, в условиях экономического кризиса реализация многих проектов отложена на более поздний срок, какие-то проекты полностью отменены и не будут реализованы. Таким образом, восстановления рынка в части положительной динамики открытия новых торговых центров стоит ожидать не ранее чем через 3-4 года.
Интересно, что в 2014 и в 2015 годах структура открытых торговых центров по типу охвата практически одинаковая. Немного увеличилась (на 3%) доля ТЦ регионального формата и снизилась доля ТЦ районного формата.
Структура вновь введенных торговых площадей по типу охвата в 2014 И В 2015 годах, % от общего объема GLA (арендуемая площадь)
Источник: Welhome Real Estate Consulting
Торговые центры, открытые в 2015 году
Название | Адрес | Девелопер | GLA, кв. м | Тип |
---|---|---|---|---|
Columbus | Варшавское ш., 140 | ООО «МИРС» | 140 000 | ТРЦ |
Zelenopark | Ленинградское ш., 17-й км | DG19 | 110 000 | ТРЦ |
MARi | Поречная ул., 10 | ФСК «Лидер»/Praktika Development | 70 000 | ТРЦ |
«Кунцево Плаза» | Ярцевская ул., 19 | «ЭНКА ТЦ» | 64 000 | МФК |
«РИО Румянцево» | Киевское ш., 1,5 км от МКАД | ГК «Ташир» | 45 000 | ТРЦ |
Avenue South West | Вернадского просп./Покрышкина ул. | ГК «Ташир» | 40 000 | ТРЦ |
«ЦДМ на Лубянке» | Театральный пр., 5, корп. 1 | «Галс Девелопмент» | 34 400 | СТЦ |
«Клён» | Енисейская ул., 37 | «МНЦЭС-Капстрой» | 21 000 | ТРЦ |
«Калита» | Новоясеневский просп., вл. 7 | ООО «Доминион 91» | 19 000 | ТРЦ |
«Тиара» | Мичуринский просп., 110, квартал 39Б | «Тиара Девелопмент» | 8 000 | ТЦ |
«Столица» | Зеленоград, корп. 2309А | ООО УК "СТОЛИЦА менеджмент" | 6 340 | ТЦ |
В IV квартале 2015 года одни международные бренды продолжили выходить на московский рынок, другие же, напротив, предпочли отказаться от развития на российском рынке. Так, британская сеть магазинов товаров для дома и интерьера Laura Ashley закрывает свои магазины в России по причине девальвации рубля; немецкая сеть продуктовых гипермаркетов-дискаунтеров заявила об остановке развития проекта в России и выставила приобретенные ранее земельные участки на продажу. Компания Stockmann продала свои универмаги структурам британских универмагов Debenhams. Из российских сетей, прекративших свое существование в 2015 году, следует упомянуть сеть магазинов цифровой техники «Белый Ветер», сеть магазинов косметики «Ол!Гуд».
Что касается развития сетей, то наиболее активны в период кризиса дискаунтеры и сети, работающие в нижнем ценовом сегменте. Например, российская сеть супермаркетов «Дикси» открыла порядка 500 новых точек в 97 городах России. ГК «Ташир» объявила о развитии сразу двух новых сетей: сеть розничных магазинов товаров для дома Goood’s House и продуктовую сеть «Ферма.рф».
Планы сетевых ритейлеров по развитию, данные на 4 квартал 2015
Название | Профиль | Планы развития | Планы сокращения | Сроки |
---|---|---|---|---|
Laura Ashley | товары для дома и интерьера | - | уход с российского рынка | январь 2016 |
Plus | продуктовый гипермаркет | - | остановка проекта в России | 2015 |
АТАК | продуктовый супермаркет | запуск новых магазинов «В шаге от вас», 3 точки до конца года | - | 2015 |
«Баскин Роббинс» | общественное питание | - | закрытие 33 киосков | 2015 |
БУМ | продуктовый дискаунтер | открытие первого супермаркета, далее еще 6 точек | - | после 2016 года |
По данным консалтинговой компании Welhome, на 2016 год заявлено к вводу порядка 650 тыс. кв. м торговых площадей в качественных торговых центрах, что на 15% выше объема ввода в 2015 году. Однако в реальности показатель ввода будет ниже. Некоторые объекты, несмотря на высокие стадии строительной готовности, не смогли открыться в 2015 году по причине проблем с заполнением арендаторами. Торговые центры профильных девелоперов, которые работают в этом бизнесе, на протяжении нескольких лет будут пользоваться спросом у арендаторов и постепенно заполняться. Девелоперы ищут новые интересные форматы с целью привлечения покупателей, и в дальнейшем эта тенденция продолжится в условиях высокой конкуренции. Так, например, ГК «Ташир» в своем новом ТРЦ «РИО Румянцево» открыла универмаг Take Away на площади 15 тыс. кв. м, который развивает собственными силами, в ТРЦ «Водный» (девелопер MR Group) функционирует ярмарка-универмаг «Аквариум Маркет», не говоря уже о специализированном детском магазине «ЦДМ на Лубянке» (девелопер «Галс-Девелопмент»), в котором открылось большое количество новых развлекательных и образовательных форматов.
Наиболее востребованными потребителем продолжат оставаться марки, работающие в нижнем ценовом сегменте, а также премиум-бренды. В период кризиса в наименее выгодном положении оказываются бренды полноценного среднего ценового сегмента. Это касается как профиля «одежда», «обувь», так и профиля «продуктовый супермаркет». Продолжат свое активное развитие продуктовые сети-дискаунтеры, такие как «Магнит», «Пятерочка», «Атак». Данные сети также стремятся улучшить качество своих торговых точек, развивают новые форматы с целью привлечения более широкой аудитории потребителей.
Коммерческие условия в торговых центрах останутся достаточно гибкими для арендаторов и по-прежнему будут зависеть от заполняемости торгового центра, его местоположения, а также профиля самого арендатора.