В каталоге 3932 частных объявлений
Мы бесплатно подбираем коммерческую недвижимость по вашему запросу.
Новости, статьи, аналитика, интервью, а также 1133 объекта
коммерческой недвижимости Москвы.

50% планируемых к открытию торговых центров Москвы не были сданы в 2015 году

В 2015 году ввели в эксплуатацию 14 торговых центров общей арендуемой площадью 559,5 тыс. кв. м, что на 33% ниже аналогичного показателя 2014 года, и составляет только половину от заявленного ввода на начало 2015 года, сообщает консалтинговая компания Welhome.

Несмотря на существенный объем, заявленный к вводу в 2016 году, реальный показатель, по оценкам Welhome, будет ниже, и составит не более 570 тыс. кв. м. По всей вероятности, 2014 год стал пиковым по объему нового ввода, в дальнейшем этот показатель покажет тенденцию к снижению.

Показатель обеспеченности качественными торговыми площадями на конец 2015 года достиг 463 кв. м на 1000 жителей, увеличившись на 10,5% по отношению к показателю на конец 2014 года.

Новые международные ритейлеры продолжили выходить на московский рынок, несмотря на общую негативную экономическую и геополитическую ситуацию. Этому способствовали рост конкуренции среди торговых центров и высокая активность их собственников в привлечении новых интересных брендов в свои объекты.

Показатель вакантных площадей в целом по рынку находится на уровне 11% и существенно разнится в зависимости от даты открытия и формата торгового центра. Коммерческие условия в торговых центрах сильно зависят от уровня его заполняемости. В тех объектах, где этот показатель составляет порядка 50% и ниже на момент открытия торгового центра, арендаторы могут рассчитывать на дисконт.

Основные показатели рынка торговой недвижимости Москвы в 4 квартале 2015 года

Основные показатели Значение показателя
Общий объем качественных площадей, кв. м GLA 5 641 600
Введено в эксплуатацию в 2015 г., кв. м GLA 559 495
Уровень вакантных площадей 11%
Заявленный ввод в 2016 г., кв. м GLA 645 755
Обеспеченность качественными торговыми площадями, кв. м на 1000 жителей 463

Источник: Welhome Real Estate Consulting

В IV квартале 2015 было открыто 6 торговых центров общей арендуемой площадью 220,3 тыс. кв. м. Данный показатель на 26% ниже аналогичного показателя 2014 года. В числе открытых объектов – долгожданный ТРЦ Zeленопарк на Ленинградском шоссе близ Зеленограда, ТРЦ «Столица» также в Зеленограде, ТРЦ Avenue South West и ТРЦ «РИО Румянцево» от ГК «Ташир» и ТРЦ «Калита» в Ясенево (ЮЗАО).

Динамика ввода торговых площадей и торговых центров в 2008-2015 гг., арендуемая площадь - GLA, кв. м

Источник: Welhome Real Estate Consulting

Динамики ввода качественных торговых площадей по годам показывает, что последствия кризиса 2008 года стали ощутимы через 3 года, когда был введен минимальный объем площадей. Только в 2013 году наметилась положительная динамика ввода торговых площадей, которая достигла пика в 2014 году. Начиная с 2015 года и далее показатель ежегодного ввода будет снижаться, в условиях экономического кризиса реализация многих проектов отложена на более поздний срок, какие-то проекты полностью отменены и не будут реализованы. Таким образом, восстановления рынка в части положительной динамики открытия новых торговых центров стоит ожидать не ранее чем через 3-4 года.

Интересно, что в 2014 и в 2015 годах структура открытых торговых центров по типу охвата практически одинаковая. Немного увеличилась (на 3%) доля ТЦ регионального формата и снизилась доля ТЦ районного формата.

Структура вновь введенных торговых площадей по типу охвата в 2014 И В 2015 годах, % от общего объема GLA (арендуемая площадь)

Источник: Welhome Real Estate Consulting

Торговые центры, открытые в 2015 году

 

Название Адрес Девелопер GLA, кв. м Тип
Columbus Варшавское ш., 140 ООО «МИРС» 140 000 ТРЦ
Zelenopark Ленинградское ш., 17-й км DG19 110 000 ТРЦ
MARi Поречная ул., 10 ФСК «Лидер»/Praktika Development 70 000 ТРЦ
«Кунцево Плаза» Ярцевская ул., 19 «ЭНКА ТЦ» 64 000 МФК
«РИО Румянцево» Киевское ш., 1,5 км от МКАД ГК «Ташир» 45 000 ТРЦ
Avenue South West Вернадского просп./Покрышкина ул. ГК «Ташир» 40 000 ТРЦ
«ЦДМ на Лубянке» Театральный пр., 5, корп. 1 «Галс Девелопмент» 34 400 СТЦ
«Клён» Енисейская ул., 37 «МНЦЭС-Капстрой» 21 000 ТРЦ
«Калита» Новоясеневский просп., вл. 7 ООО «Доминион 91» 19 000 ТРЦ
«Тиара» Мичуринский просп., 110, квартал 39Б «Тиара Девелопмент» 8 000 ТЦ
«Столица» Зеленоград, корп. 2309А ООО УК "СТОЛИЦА менеджмент" 6 340 ТЦ

В IV квартале 2015 года одни международные бренды продолжили выходить на московский рынок, другие же, напротив, предпочли отказаться от развития на российском рынке. Так, британская сеть магазинов товаров для дома и интерьера Laura Ashley закрывает свои магазины в России по причине девальвации рубля; немецкая сеть продуктовых гипермаркетов-дискаунтеров заявила об остановке развития проекта в России и выставила приобретенные ранее земельные участки на продажу. Компания Stockmann продала свои универмаги структурам британских универмагов Debenhams. Из российских сетей, прекративших свое существование в 2015 году, следует упомянуть сеть магазинов цифровой техники «Белый Ветер», сеть магазинов косметики «Ол!Гуд».

Что касается развития сетей, то наиболее активны в период кризиса дискаунтеры и сети, работающие в нижнем ценовом сегменте. Например, российская сеть супермаркетов «Дикси» открыла порядка 500 новых точек в 97 городах России. ГК «Ташир» объявила о развитии сразу двух новых сетей: сеть розничных магазинов товаров для дома Goood’s House и продуктовую сеть «Ферма.рф». 

Планы сетевых ритейлеров по развитию, данные на 4 квартал 2015

Название Профиль Планы развития Планы сокращения Сроки
Laura Ashley товары для дома и интерьера - уход с российского рынка январь 2016
Plus продуктовый гипермаркет - остановка проекта в России 2015
АТАК продуктовый супермаркет запуск новых магазинов «В шаге от вас», 3 точки до конца года - 2015
«Баскин Роббинс» общественное питание - закрытие 33 киосков 2015
БУМ продуктовый дискаунтер открытие первого супермаркета, далее еще 6 точек - после 2016 года

По данным консалтинговой компании Welhome, на 2016 год заявлено к вводу порядка 650 тыс. кв. м торговых площадей в качественных торговых центрах, что на 15% выше объема ввода в 2015 году. Однако в реальности показатель ввода будет ниже. Некоторые объекты, несмотря на высокие стадии строительной готовности, не смогли открыться в 2015 году по причине проблем с заполнением арендаторами. Торговые центры профильных девелоперов, которые работают в этом бизнесе, на протяжении нескольких лет будут пользоваться спросом у арендаторов и постепенно заполняться. Девелоперы ищут новые интересные форматы с целью привлечения покупателей, и в дальнейшем эта тенденция продолжится в условиях высокой конкуренции. Так, например, ГК «Ташир» в своем новом ТРЦ «РИО Румянцево» открыла универмаг Take Away на площади 15 тыс. кв. м, который развивает собственными силами, в ТРЦ «Водный» (девелопер MR Group) функционирует ярмарка-универмаг «Аквариум Маркет», не говоря уже о специализированном детском магазине «ЦДМ на Лубянке» (девелопер «Галс-Девелопмент»), в котором открылось большое количество новых развлекательных и образовательных форматов.

Наиболее востребованными потребителем продолжат оставаться марки, работающие в нижнем ценовом сегменте, а также премиум-бренды. В период кризиса в наименее выгодном положении оказываются бренды полноценного среднего ценового сегмента. Это касается как профиля «одежда», «обувь», так и профиля «продуктовый супермаркет». Продолжат свое активное развитие продуктовые сети-дискаунтеры, такие как «Магнит», «Пятерочка», «Атак». Данные сети также стремятся улучшить качество своих торговых точек, развивают новые форматы с целью привлечения более широкой аудитории потребителей.

Коммерческие условия в торговых центрах останутся достаточно гибкими для арендаторов и по-прежнему будут зависеть от заполняемости торгового центра, его местоположения, а также профиля самого арендатора.