В 2016 году поглощение складов сократилось в 2 раза
Складской рынок поставил новый антирекорд: совокупный объем поглощения за 9 месяцев 2016, по данным S.A. Ricci, составил 475 тыс. кв. м, что составляет лишь 43% от аналогичного показателя 2015 года, а также уступает в 2-3 раза объему поглощения аналогичного периода за последние 5 лет.
В III кв. 2016 г. объем сделок на московском складском рынке составил 236 тыс. кв. м, что практически в три раза меньше рекордного показателя совершенных сделок в III кв. 2015 г., когда данный показатель составил 635 тыс. кв. м.
«Как мы объясняем феноменальный спрос, наблюдавшийся на рынке складской недвижимости в последнее время? Это удобный случай дешево взять хорошую вещь, - комментирует Дмитрий Герастовский, директор департамента складской недвижимости S.A. Ricci. - Ситуация аналогична той, которая наблюдается в магазине бытовой техники в день распродаж. Понимание, что второй или четвертый телевизор (даже с очень хорошей скидкой) тебе просто не нужен, приходит позднее».
В прошлом году на складском рынке при значительном снижении цен как на аренду, так и на продажу, произошел всплеск сделок (некоторые арендаторы впоследствии выставили излишки площадей на рынок как субаренду или аренду), продолжает эксперт. Львиную долю спроса сформировали крупные ритейлеры, точнее, - продуктовые и DIY- ритейлеры. На их долю пришлось 300 тыс. кв. м, т.е. примерно треть всего спроса. Закономерно, что ритейлеры утолили свой «голод» на определенное время и в этом году проявляют заметно меньшую активность. В остальном же тренд поглощения большей части складских площадей ритейлерами и дистрибьюторами сохраняется».
По итогам III кв. вакантность на складском рынке составляет 8,7%, что эквивалентно 954 тыс. кв. м свободных площадей. Уровень вакансии несколько снизился (по итогам I полугодия 2016 г. уровень вакантных площадей составлял 8,9%), что обусловлено сдержанным вводом новых площадей. Наметившийся тренд продолжится до конца года. Уровень вакантных площадей будет плавно снижаться за счет сдержанного вывода на рынок нового предложения, запуска складских объектов, построенных под клиентов.