В каталоге 3948 частных объявлений
Мы бесплатно подбираем коммерческую недвижимость по вашему запросу.
Новости, статьи, аналитика, интервью, а также 1127 объектов
коммерческой недвижимости Москвы.
Реклама
Реклама

В 2017 году отмечен рекордно низкий ввод торговых площадей

В 2017 году был зафиксирован рекордно низкий объем ввода новых площадей. Из крупных торговых комплексов на рынок вышел лишь один проект. ТЦ малых форматов, напротив, активно развивались. В течение всего прошлого года уровень вакансии снижался. Средние заявленные арендные ставки по итогам 2017 года вернулись на уровень середины 2016 года.

Предложение

По подсчетам аналитиков NAI Becar, объём ввода качественных торговых площадей в IV квартале 2017 года составил 29,0 тыс. кв. м (GLA) или 110,4 тыс. кв. м (GBA), что в 4,5 раза ниже показателей предыдущего квартала и сопоставимого периода 2016 года.

Всего в IV квартале были введены 2 торговых комплекса. В числе них ТЦ «Видное Парк», в котором на конец декабря функционировал только гипермаркет «Лента». Открытие другого якорного арендатора – «Леруа Мерлен», а также торговой галереи, планируется в I квартале 2018 года. Среди других заявленных в проекте якорных арендаторов: «Детский мир» и «Эльдорадо». Кроме того, в IV квартале были открыты гипермаркеты Globus (МО, Котельники), «Лента» (всего 5, включая объект в составе ТЦ «Видное Парк»), Leroy Merlin (ТиНАО).

Всего в 2017 году было введено 261,0 тыс. кв. м (GLA) или 575,5 (GBA) в 13 объектах. По объёмам ввода это вполовину меньше, чем по итогам 2016 года. За год введен только один крупный торговый комплекс (более 100 тыс. GLA). Площадь же остальных торговых центров варьировалась от 2,2 до 25 тыс. кв. м. Наиболее популярными форматами стали районные и микрорайонные торговые центры. Значительная часть проектов, анонсированных в IV квартале 2017 года, расположена в Московской области. Также IKEA планирует построить еще три «Меги» на западе, востоке и северо-востоке Москвы. Параметры проектов еще не определены.

Спрос

В IV квартале 2017 года продолжилось снижение вакансии. По итогам отчетного периода средний уровень вакансии в торговых центрах Москвы составил 9,6%, снизившись относительно предыдущего квартала на 0,7 п.п. (или 6,8%). В целом за 2017 год снижение вакансии составило 2,9 п.п. (или 23,2%). Крупнейшие сделки (от 2 тыс. кв. м) квартала были совершены в строящемся ТК «Саларис». Кроме того, продолжают заполняться новые ТК «VEGAS Kунцево» и «Видное Парк». Из крупных открытий (площадь от 1 тыс. кв. м) в торговых центрах Москвы:

– магазин детских товаров «Бегемот» в ТК «Вэйпарк» (2 тыс. кв. м);

– продуктовый супермаркет «Да!» в ТК «Алфавит» (1,25 тыс. кв. м);

– MediaMarkt в ТК «VEGAS Kунцево» (1,2 тыс. кв. м).

В числе международных брендов, вышедших на российский рынок в IV квартале 2017 года: испанский косметический бренд MINA (ТК «Метрополис»); итальянская марка люксового постельного белья Frette (ГУМ); ювелирный бренд De Beers (ТК «Времена года»).

В IV квартале 2017 года стало известно уходе с рынка польского бренда детских товаров Smyk. Освобождающиеся супермаркеты планирует выкупить российская сеть детских товаров «Бегемот».

О планах по выходу на российский рынок в 2018 года объявили: американский бренд аксессуаров Coach, чешский оператор товаров для животных Placek Pet Products (PPP), польская марка одежды для девочек Wojcik. Кроме того, планируют вернуться немецкий fashion-ритейлер Orsay и французская марка парфюмерии и косметики Sephora.

В IV квартале 2017 года продолжилась тенденция появления новых фуд-форматов в ТК. Например, фермерский рынок на площади 900 кв. м в ТРК «Золотой Вавилон»). Кроме того, совместный проект «Кант» и «Декатлон» продолжил усиление тренда коллаборации торговых сетей.

Коммерческие условия

В IV квартале 2017 года средняя запрашиваемая арендная ставка изменилась незначительно (в пределах 1,5% как по якорным арендаторам, так и по операторам торговой галереи. Индикатор средней арендной ставки для операторов торговой галереи увеличился на 1,3%, составив 40,4 тыс. руб./кв. м/год. Для якорных арендаторов арендная ставка снизилась на 1,5% (к предыдущему периоду) и на конец IV квартале 2017 года составила 13,5 тыс. руб./кв. м/год. В обеих категориях арендаторов отмечается увеличение длины ценового предложения за счет роста верхней границы диапазона.

Дарья Канева, заместитель директора департамента управления активами NAI Becar: «В 2017 году сохранилась тенденция обновления торговых центров, в том числе за счёт усиления зон кафе и ресторанов. Ритейлеры в целом на протяжении всего года экспериментировали с новыми форматами. К примеру, крупные гипермаркеты стали выводить на рынок уменьшенные форматы (Globus, «Лента», Spar, «Ашан», Hoff). В планах развитие малых форматов (4-6 тыс. кв. м) у DIY-операторов Leroy Merlin и OBI. Кроме того, еще сильнее усилился тренд по коллаборации сетей в формате shop-in-shop (Metro C&C и Media Markt, М.Видео и «Мария», Окей и Familia, «Кант» и Dechatlon).

Прогноз на 2018 год

На 2018 год запланирован ввод около 300-340 тыс. кв. м GLA в качественных торговых центрах. Однако сохраняется вероятность переноса сроков запуска ряда проектов.

В 2018 году продолжат заполняться ранее введенные и строящиеся объекты с удачной локацией. По итогам 2018 года доля свободных площадей может сократиться до уровня середины 2015 года – 8,6-7,6%.

Арендные ставки для якорных арендаторов не претерпят значительных изменений и могут вырасти в пределах 1-2%.

Ожидается, что ставки для операторов торговой галереи могут изменяться более динамично и вырасти по итогам года на 4-7%.

Источник: NAI Becar.