Восстановление рынка торговой недвижимости начнется в 2020 году
В I полугодии 2016 г. 60% новый открытий в ТЦ пришлось на fashion-операторов*. Лидерами по количеству открытых в I полугодии магазинов стали ТРЦ «Авиапарк», Columbus, «Мозаика», «Zеленопарк», «Европейский» и «Афимолл Сити», сообщает Colliers International.
По итогам I полугодия 2016 г. новые магазины в качественных торговых центрах чаще всего открывали fashion-операторы (на их долю пришлось 59% площадей). На втором месте - операторы развлечений с долей в 18%, которая в основном обеспечена открытием Kidzania площадью 10 000 кв. м в ТРЦ «Авиапарк». На третьем месте – товары для хобби (6%). При этом с точки зрения количества открытий в лидирующих ТЦ первое место также занимают fashion-операторы (54 магазина), а вот на втором месте находятся предприятия общепита (12 новых точек).
В целом крупные торговые центры, которые в течение последних нескольких лет открывались с высокой долей вакантных площадей, сейчас достаточно активно заполняются арендаторами. Кроме того, отмечается и некоторая ротация арендаторов в топовых торговых центрах, давно функционирующих на рынке. Лидерами I полугодия среди московских ТРЦ (запущенных до 2016 г.) по количеству открытий новых магазинов стали ТРЦ «Авиапарк», Columbus, «Мозаика», «Zеленопарк», «Европейский» и «Афимолл Сити» - совокупно в данных проектах за 6 месяцев открылось 80 новых арендаторов общей торговой площадью более 55 000 кв. м.
Около трети открытых площадей (32%) пришлось на ТРЦ «Авиапарк», в том числе за счет открытия таких крупных арендаторов как Kidzania, KIABI, Gloria Jeans и «Леонардо»; 26% площадей было открыто в ТРЦ «Zеленопарк», запустившем во II квартале fashion plaza – галерею операторов одежды и обуви, в состав которой, в том числе, вошли fashion «якоря» Zara, H&M и Reserved.
Что касается выходов новых международных брендов, то в московских торговых центрах в I полугодии 2016 г. открылись первые монобрендовые магазины таких сетей, как Victoria’s Secret («Европейский»), Newby London («Афимолл Сити»), Barbour («ГУМ»), Armani Exchange («Авиапарк», «МЕГА Теплый Стан», «МЕГА Химки», Avenue South-West), Kiko Milano («Охотный ряд»)**, Holika Holika и Lion of Porches («Авиапарк»), Urban Decay («Атриум»), Loriblu в формате дисконт (Vnukovo Outlet Village). Кроме того, во II квартале свои планы по выходу на российский рынок озвучили такие международные бренды, как сеть израильских кофеен фиксированной цены Cofix и канадская сетевая кофейня Press Café, а также австрийский бренд декоративного освещения Eglo, планирующий открытие первых монобрендовых бутиков в России.
Всего в I полугодии 2016 г. было введено 4 профессиональных ТЦ общей площадью 129,6 тыс. кв. м, что в 2,6 раза меньше, чем в аналогичном периоде 2015 г. Так, в I полугодии 2016 г. были открыты ТЦ «Ривьера» (100 000 кв. м), ТЦ «Восточный ветер» (15 000 кв. м), ТЦ «Акварель Южная» (7 600 кв. м), ТЦ «Новый» (7 000 кв. м).
Уровень вакантности в I полугодии незначительно увеличился до 8,5%. Прирост вакантных площадей, сформированный за счет ввода ТРЦ «Ривьера», был компенсирован активным открытием арендаторов в таких ТРЦ, как «Авиапарк», Columbus, «Афимолл Сити», «Zеленопарк» и других в течение первой половины 2016 г. По прогнозам Colliers, по итогам года вакантность составит порядка 10-11% с учетом сохранения тенденции активного заполнения уже действующих торговых центров Москвы.
Анна Никандрова, партнер Colliers International в России: «В перспективе ближайших 5 лет предложение качественных торговых площадей в Московском регионе будет плавно сокращаться. Во-первых, девелоперы будут избирательно выходить на новые строительные площадки, что приведет к сокращению объемов годового ввода. Во-вторых, торговые площади в действующих ТРЦ будут постепенно заполняться арендаторами на фоне восстановления спроса на торговые помещения со стороны ритейлеров. В целом роста рынка торговой недвижимости в Московском регионе следует ожидать не ранее 2020 г. при условии улучшения экономического фона и реализации планов девелоперов по строительству проектируемых в настоящее время ТРЦ».
*На основе выборки торговых центров Москвы, открытых до 2016 г.
**Заявлен к открытию в июне 2016 г.