В каталоге 3932 частных объявлений
Мы бесплатно подбираем коммерческую недвижимость по вашему запросу.
Новости, статьи, аналитика, интервью, а также 1133 объекта
коммерческой недвижимости Москвы.

Ввод ТЦ в России в 2016 году стал минимальным за 8 лет

За 2016 год на рынке торговой недвижимости России было введено более 1,4 млн. кв. м, из них около 60% приходится на регионы, что свидетельствует об активной экспансии девелоперов, сообщает компания «Магазин магазинов».

Россия – крупнейший рынок торговых центров в Европе. Уровень пустующих площадей в торговых центрах России сократился с 10% до 8,5% за год.

Россия стала лидером по общей площади ТЦ в Европе по итогам 2016 года

Россия сохраняет позицию крупнейшего рынка торговых центров в Европе. В декабре 2016 года общая площадь торговых объектов в России составила более 20 млн. кв. м. Несмотря на значительный объем ввода, обеспеченность России торговыми центрами остается достаточно низкой — около 137 кв. м на тыс. жителей. Для сравнения, у европейского лидера по обеспеченности торговыми площадями – Норвегии - этот показатель составляет около 910 кв. м на тыс. жителей. 

За 2016 г. на рынке торговой недвижимости России было введено более 1,4 млн. кв. м, из них около 60% приходится на регионы, что свидетельствует об активной экспансии девелоперов. В сравнении с прошлым годом, ввод новых торговых площадей сократился на 5%, когда было введено около 1,5 млн. кв. м.

В 2016 в регионах был введен минимальный объем торговых площадей за последние 8 лет.

По итогам 2016 года прирост торговых площадей в России составит более 1,4 млн. кв. м, из которых около 60% (900 тыс. кв. м) было введено в региональных городах. Среди крупнейших новых ТЦ 2016 года следует отметить ТЦ «Охта Молл» в Санкт-Петербурге (GLA - 78 тыс. кв. м), 2-ую очередь ТРЦ «МегаГринн» в Курске (GLA - 69 тыс. кв. м) и 5-ую очередь ТРЦ «Гринвич» в Екатеринбурге (GLA - 65 тыс. кв. м). В 2016 году ввод сократился на 15% по сравнению с прошлым годом. В 2017 ожидается увеличение объёма ввода – до уровня 1065 тыс. кв. м, что на 20% больше 2016 года.

Экономия – главный тренд в поведении потребителей

Динамика реальных повседневных расходов жителей российских городов с населением от 100 тыс. жителей

100% = 2012 год

Торговые центры России (об изменениях среди арендаторов)

- Ритейлеры оценивают текущую ситуацию с «позитивной осторожностью». Экономическая ситуация стала более стабильной, они комфортно чувствуют себя в тех коммерческих условиях, которые сложились за период и кризиса, и научились работать со спросом. Это привело к тому, что их развитие возобновилось в 2016 году.

- Продолжается увеличение размеров ряда якорей. Это происходит потому, что величина арендных платежей зависит от товарооборота рилейтеров, а не от площади помещения.

- В этом году в особенности активизировались индивидуальные предприниматели (ИП). Например, большинство развлекательных форматов в ТРЦ «Ривьера» – это именно ИП: «Легогород», «Соляная комната», контактный зоопарк «Зверюшки» и многое другое.

- Если девелоперам не удается привлечь арендаторов соответствующих концепций на основе долгосрочного договора, то они все чаще применяют следующую практику. Чтобы заполнить площади, девелоперы заключают краткосрочные договоры с ярмарками, ИП, pop-up магазинами  российских дизайнеров и различными развлекательными форматами, которые могут быстро запустить бизнес с минимальными вложениями.

- Как метод B2С-продвижения московские ТЦ стали все чаще использовать образовательный и культурный формат вместе концертно-развлекательного.

Вячеслав Коркин, ведущий консультант компании «Магазин магазинов» о том, что нет явной корреляции между выступлениями артистов в торговых центрах и продажами в ТЦ: «Тенденции на рынке сегодня таковы, что меняется подход к управлению ТЦ, к сдаче площадей в аренду, меняется поведение самих покупателей.  Все это требует от девелоперов новых решений. В частности, в сфере продвижения ТЦ московская публика уже пресыщена концертно-развлекательными форматами и они уже не так привлекают посетителей, как несколько лет назад. Так, по словам специалистов ТЦ Crocus City Mall, концертно-развлекательные мероприятия в этом ТЦ не приводят к росту продаж на время их проведения. Однако, сознательно было принято решение поддерживать этот формат, чтобы «взращивать» свою потенциальную аудиторию. Предполагается, что потребители, которые привыкнут ходить в этот ТЦ на развлекательные мероприятия, будут чаще делать покупки именно в нем».

Александра Ромашина, ведущий консультант компании «Магазин магазинов» о важности качества управления в ТЦ: «В этом году девелоперы осознали, насколько важную роль играет качество управления торгового центра, от маркетинга до технической эксплуатации. Трендом последнего года и всего текущего периода становления рынка является открытость в отношениях между арендодателем и арендатором. Современные ТЦ Москвы и регионов предоставляют своим арендаторам информацию о трафике, о товарооборотах (в том числе путем подключения системы сбора продаж к кассам), о месте арендатора в общем рейтинге магазинов данного ТЦ по выручке на кв. м.

Также можно отметить, что благодаря тому, что арендодатели стали идти на встречу арендаторам, доля вакансии в действующих и недавно открытых торговых центрах становится меньше, ТЦ заполняются, появляются новые интересные концепции».

Законодательство

Принято:

-  снижение срока на регистрацию недвижимой собственности в Москве до 7 дней;

- отмена выдачи свидетельства о регистрации прав на недвижимое имущество.

Отклонено:

- проекты Минпромторга о запрете выставления арендных ставок в иностранной валюте и о требованиях к антитеррористической защищенности торговых объектов;

- отмена преференций для международных брендов перед федеральными (в среднем, разница в арендных ставках около 20%).

Обсуждается:

- сокращение времени работы ТЦ с 11.00 до 21.00 вместо с 10.00 до 22.00 в большинстве ТЦ.

 

Аргументы «за»:

- снижение пробок на дорогах;

- экономия на оплате труда продавцов и электричестве.

Аргументы «против»:

- нет смысла опираться на данные о распределении потока без данных о размере среднего чека в течение дня (у большинства брендов ценового сегмента «Средний плюс» он в утренние часы выше);

- потеря рабочего часа с 21 до 22, который характеризуется наибольшей конвертацией за день;

- сокращение количества посетителей за счет тех, кто не будет успевать после работы.

Коммерческие условия: ставки аренды не изменились

Ставки аренды* в рублях в ТЦ, открытых до 2014 года включительно

Профиль/тип арендатора Средняя площадь, кв.м Н2 2016 RUR, тыс.
Гипермаркет FMCG >8 000 8 – 12
Гипермаркет FMCG (city формат) 4 000 – 8 000 10 – 15
Гипермаркет DIY >10 000 8 – 12
Супермаркет FMCG 1 000 – 4 000 15 – 25
БТиЭ 1 200 – 2 000 7 – 11
Спортивные товары 4 000 – 6 000 4 – 5
Спортивные товары 1 200 – 2 200 6 – 9
Товары для детей 1 000 – 2 000 9 – 13
Одежда 1 500 – 3 000 7 – 12
Многозальный кинотеатр 3 000 – 5 000 7 – 11
Арендатор торговой галереи 700 – 1500 10 – 13
Арендатор торговой галереи 500 – 700 12 – 17
Арендатор торговой галереи 250 – 500 15 – 30
Арендатор торговой галереи 100 – 250 30 – 50
Арендатор торговой галереи 50 – 100 55 – 80
Арендатор торговой галереи < 50 100 – 150
Ресторан 300 – 600 18 – 25
Кофейня 80 – 170 40 – 60
Фудкорт 50 – 100 60 – 100

*В таблице приведены диапазоны средних ставок аренды на помещения в торговых центрах современного уровня в Москве (введенных в эксплуатацию до 2014 года), за 1 кв.м в год, без учета НДС и эксплуатационных платежей, по состоянию на конец июня 2016 года.

Коммерческие условия: в диапазоне САР есть незначительные изменения

Коммерческие условия для торговых центров, введенных в эксплуатацию с 2015 года

Профиль/тип арендатора Средняя площадь, кв.м Средний диапазон CAP**, H2 2015 Средний диапазон CAP, H2 2016
Гипермаркет FMCG >8 000 1,8% - 4% 1,8% - 4%
Гипермаркет FMCG (city формат) 4 000 – 8 000 1,8% - 4% 1,8% - 4%
Гипермаркет DIY >10 000 2% - 4% 2% - 4%
Супермаркет FMCG 1 000 – 4 000 5% - 8% 5% - 8%
БТиЭ 1 200 – 2 000 3% - 5% 4% - 6%
Спортивные товары 1 000 – 4 000 8% - 10% 4% - 8%
Товары для детей 800 – 2 500 7% - 10% 7% - 10%
Одежда 1 500 – 3 000 8% - 13% 7,5% - 13%
Многозальный кинотеатр 3 000 – 5 000 8% - 13% 8% - 13%
Арендатор торговой галереи 700 – 1500 8% - 13% 8% - 13%
Арендатор торговой галереи 500 – 700 9% - 14% 9% - 14%
Арендатор торговой галереи 250 – 500 10% - 15% 10% - 15%
Арендатор торговой галереи 100 – 250 12% - 15% 12% - 15%
Арендатор торговой галереи 50 – 100 10% - 18% 10% - 20%
Арендатор торговой галереи < 50 15% - 20% 15% - 25%
Ресторан 300 – 600 10% -15% 10% -15%
Кофейня 80 – 170 18% - 25% 18% - 25%
Фудкорт 50 – 100 10% - 18% 10% - 18%

**CAP – предельная доля арендных платежей в общем товарообороте арендатора, включая эксплуатационные расходы, исключая коммунальные платежи.

Спорт и БТиЭ оптимизировали свои форматы - изменение экономической ситуации неизбежно привело к снижению маржинальности бизнеса крупных сетевых игроков рынка спортивных товаров. В связи с этим мы наблюдаем снижение САР в данном сегменте с 8-10% до 4-8%.

Что касается ритейлеров сегмента БТиЭ, то формат в 4 000 – 6 000 кв. м, где CAP был традиционно ниже, практически полностью ушел с рынка. Вместо него остался лишь формат 1 200 – 2 200 кв. м, где CAP составляет 4-6%.

Увеличение среднего диапазона для одежды и арендаторов торговой галереи связано в большей степени с тем, что экономическая ситуация стала более стабильной в сравнении с прошлым годом.

Дополнительный фактор, который привел к увеличению диапазона CAP для арендаторов торговой галереи (формата менее 50 кв. м), - это увеличившаяся доля ИП среди арендаторов этого формата.