За три квартала 2018 года на московский рынок вышли 17 новых брендов
Компания CBRE выпустила предварительный отчет по рынку торговой недвижимости Москвы за III квартал 2018 года.
В III квартале 2018 года в столице открылся один районный детский торговый центр («Улей», GLA 6 800 кв. м) и завершён ввод двух фаз действующих проектов («Времена Года», GLA 6 000 кв. м и «Видное Парк», GLA 18 200 кв. м). Таким образом, к предложению было добавлено 31 000 кв. м арендопригодной площади.
За прошедшие три квартала текущего года открыта меньшая часть заявленных до конца 2018 площадей качественных ТЦ; доля GLA открытых с января по сентябрь ТЦ составила 41% от общего ожидаемого годового ввода. В среднем за предыдущие пять лет, на IV квартал приходилось около трети годового показателя открытий.
Доля свободных площадей продолжает постепенное снижение в течение двух лет, с III квартала 2016 года. В III квартале 2018 года она составила 8,1%, на 0,3 п. п. ниже по сравнению с предыдущим кварталом. К концу 2018 мы прогнозируем дальнейшее снижение уровня вакантных площадей до 7,5-8,0%, что обусловлено активным заполнением ритейлерами действующих ТЦ и высоким процентом подписания договоров аренды помещений в планируемых к открытию торговых центрах (до окончания строительства). Доля заявленных новых объектов 2018 в общем предложении торговых площадей на рынке невысока (2,9%) и существенно не повлияет на общую долю свободных площадей.
Ставка аренды на премиальные помещения не изменилась в течение трех кварталов с начала 2018 года и составляет 200 000 руб./кв. м/год. В IV кв. 2018 возможен инфляционный рост этого показателя на 1-4% до 202 000-208 000 руб./кв. м/год на фоне снижения доли вакантных площадей.
До конца 2018 года ожидается выход минимум двух брендов – That’s Living (магазин работает в пилотном режиме, официальное открытие состоится в октябре 2018 года) и COS (заявлен). Всего в течение трех кварталов 2018 года на московский рынок вышли 17 новых брендов и 6 его покинули. Количество новых брендов на 43% меньше, чем в I-III кварталах 2017 года. Мы ожидаем положительную динамику прироста числа брендов в IV квартале за счет продолжения экспансии европейских и китайских брендов.
График 3. Распределение международных брендов, вышедших
на московский рынок в 2017 г. – III квартале 2018 г., по категориям.
Источник: CBRE.