Блиц-опрос: как новые сборы с малого бизнеса отразятся на рынке коммерческой недвижимости
5 ноября были предложены поправки в Налоговый кодекс о новых квартальных сборах с малого бизнеса. Однако сегодня, согласно сообщению издания «Ведомости финансы», председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров снял эти поправки с рассмотрения. Но информация о том, что они отозваны совсем, пока не подтверждена. Эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказали порталу Comestate.ru как новый налог может отразиться на бизнесе, если правки все же примут.
Павел Карцев, MRICS, к.э.н., генеральный директор Valrus Ltd
Введение подобного сбора бессмысленно — он дублирует единый налог на вмененный доход. Если речь идет о корректировке ставок ЕНВД для этих видов деятельности, новых ставках, то они могут убить предприятия малого бизнеса или увести их в тень.
Соответственно, закрытие предприятий торговли, общепита и сервиса скажется на рынке торговой недвижимости, street-retail. Конечно, можно попытаться сократить размер помещений, уменьшить количество посадочных мест и сотрудников. Но это не компенсирует уход с рынка ряда компаний.
Практически единственное, что предприниматели могут сделать в этой ситуации, — предоставить властям экономически обоснованные аргументы. Малый бизнес — это необходимая часть экономики, которая не приносит большой вклад в ВВП, занимает неинтересные крупному бизнесу ниши и при этом нужна населению. Кроме того, малый бизнес играет важнейшую роль в создании рабочих мест — дает возможность людям самостоятельно зарабатывать на жизнь, не пользуясь государственными дотациями.
В условиях кризиса и бюджетного дефицита адекватная мера — не обложение малых предприятий дополнительными налогами, и наоборот — сокращение сборов.
Елена Мишина, руководитель отдела коммерческой недвижимости Est-a-Tet
Новый поквартальный налог для предприятий малого бизнеса затронет только 22 сферы деятельности — эти компании не часто становятся арендаторами бизнес-центров В и А класса. Это предприятия сферы услуг, например, такси или парикмахерские, которые обычно выбирают менее качественные офисные площади класса C или помещения свободного назначения на первых этажах жилых домов. С учетом небольшой доли таких арендаторов заметное снижение спроса на офисном рынке не произойдет.
Стоит отметить, что новый вид налогообложения будет дифференцированным и максимальное значение ставки в квартал — 600 тыс. рублей. При этом налог рассматривается как альтернатива налогу на добавленную стоимость, а не как двойной сбор наряду с НДС.
Виталий Ткаченко, генеральный директор ГК VTM
Если дополнительные сборы с малого бизнеса все же введут, это ударит по начинающим компаниям — по основе экономики практически любой (не сырьевой) страны. Некоторые виды бизнеса такие сборы могут уничтожить полностью.
Девелоперы, сдающие помещения в валюте, скорее всего, будут идти на уступки — и «нарезать» площади, и снижать ставки. А сам малый бизнес может прибегнуть к махинациям и хитростям, например, подкупу представителей соответствующих органов и проч.
Жаль, что власти могут выбрать подобный тон по отношению к сегменту рынка, который способен быть опорой в условиях изоляции государства и политики импортозамещения.
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости группы компаний RRG
С учетом того, что кризис сейчас наблюдается во всех сферах экономики страны, в том числе на рынке коммерческой недвижимости, я думаю, девелоперы не станут делать преференции именно для малого бизнеса.
Понятно, что малым предпринимателям будет тяжело, но и девелоперы сейчас переживают не лучшие времена, поэтому существенного снижения ставок, обусловленного введением новых налоговых сборов, ждать не стоит. Что касается путей выхода из этой ситуации для бизнесменов – пока я их не вижу.
Наталья Кац, директор по маркетингу ГК «Миэль»
Безусловно, если поправки будут приняты, это очень негативно отразится на малом бизнесе и, как следствие, на рынке коммерческой недвижимости. Ставки сбора не соответствуют текущей экономической ситуации — значительное количество торговых точек и заведений общепита закроется, примерно такая же участь ожидает складской бизнес.
Быстрой реакции со стороны девелоперов при этом ожидать не стоит. Хочется надеяться, что даже если налог введут, через какое-то время последует смягчение условий сборов или переход на налог с продаж (как в США, где сборы состоят из федеральной и муниципальной частей).
Сергей Свиридов, старший партнер, вице-президент по развитию Sminex
Одно только обсуждение возможного внесения поправок уже дало негативный эффект. Модель, при которой начисление налога идет по феодальной формуле «за дым, за окно, за станок», для малого бизнеса просто губительна.
Исчисление налога в зависимости от метража снимаемого помещения, а не вида деятельности, по сути, говорит о том, что власти «расписываются» в своей неспособности контролировать бизнес. Очевидно, что этот способ налогообложения крайне неэффективен, поскольку убивает у предпринимателей желание и возможность развивать бизнес.
В наших реалиях введение такого налога — еще более тяжкое бремя, чем во времена феодалов. Тогда это был единственный налог, а у нас помимо «капиталистических» хотят ввести еще и не имеющие отношения к экономике сборы. С таким же успехом можно ввести, например, налог на блондинок.