Фармацевтический рынок готовится к переменам
Возможность разрешения продажи безрецептурных лекарств в продуктовых сетевых магазинах вызвала широкое обсуждение в обществе, причем мнения варьируются от полного одобрения до категорического неприятия такого подхода. Эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказали, каких перемен стоит ожидать в случае принятия соответствующего законопроекта.
Закон о лекарствах: за и против
Фармацевтический рынок России находится в напряженном ожидании возможного решения властей о разрешении торговли безрецептурными лекарствами в продуктовых магазинах. Соответствующий законопроект был разработан Минпромторгом и одобрен Федеральной антимонопольной службой и Минэкономразвития. В документе предлагается перечень 34 лекарственных групп, в том числе жаропонижающие и болеутоляющие средства, сердечные и антигистаминные препараты и др.
Против выступают Министерство здравоохранения, а также Комитет Госдумы по охране здоровья – так, в «Парламентской газете» приводится мнение председателя Комитета Дмитрия Морозова: «Я уверен, что следствием создания неравных условий ведения деятельности станет закрытие большого количества аптек, которые просто не выдержат конкуренции с крупным торговым бизнесом. А в конечном итоге всё это приведёт к снижению доступности для пациентов не только тех препаратов, которые предлагается разрешить к продаже в магазинах, но и всего перечня лекарственных препаратов, в первую очередь рецептурных».
Эксперты рынка коммерческой недвижимости также рассказали о своем видении последствий. «Я полагаю, что в случае принятия данного закона развитие аптечных сетей фактически прекратится: многие игроки просто покинут рынок, не в состоянии конкурировать с крупными операторами ритейла», – говорит Егор Остапенко, директор департамента торговой недвижимости компании Praedium. Это мнение подтверждается и новостями из регионов. Так, одной из причин перехода сети «Казанских аптек» под контроль АС «Апрель» называется возможное принятие закона, разрешающего торговлю лекарствами в супермаркетах. Слова директора казанской сети Владимира Рубцова о том, что даже крупнейшие сети не смогут конкурировать с продуктовыми гигантами, опубликовал «Фармацевтический вестник».
«В случае разрешения продажи безрецептурных лекарств в крупных неспециализированных розничных сетях, произойдёт значительное усиление конкуренции на рынке лекарственных препаратов (по данным DSM Group, в 2017 год продажи в аптечных сетях составили 940,7 млрд. руб., а доля безрецептурных препаратов – 50,4%, при средней цене упаковки безрецептурного препарата 139 руб.). Это неизбежно приведет к сокращению количества покупателей аптек и, как следствие, к изменениям в планах развития аптечных сетей, – рассказывает Константин Будагян, старший аналитик отдела исследований рынка CBRE. – Оптимизация ассортимента, введение новых форматов точек продаж и сокращение маржи существующих аптек позволят крупным игрокам сократить потери, но, помимо этого, неизбежно закрытие значительной части аптек».
Небольшие игроки попадают под удар
Под удар, прежде всего, попадут небольшие несетевые игроки: аптечные пункты и киоски в прикассовых зонах супермаркетов. «Безрецептурные препараты составляют значительную долю аптечного ассортимента, а соответственно и выручки от реализации продукции. Появление их в свободной продаже в супермаркетах серьезно сместит спрос в пользу продуктового ритейла, так как для покупателя удобнее совершать покупки в одном месте. Для крупных сетей это означает сокращение отделений, главным образом за счет убыточных торговых точек, мелкие игроки скорее всего совсем уйдут с рынка», – считает Елена Земцова, управляющий партнер компании Delta estate.
Выдавливание небольших игроков подвело экспертов к мнению о том, что законопроект изначально разработан в интересах компаний-лидеров. «Я очень надеюсь, что данный закон принят не будет, а поддержка от ФАС и Минэкономразвития — это чистый лоббизм крупных сетей, часть из которых перешла под контроль госбанков, – считает Антон Белых, генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty. – Не вижу никакого смысла принимать данный закон и никакой пользы от него ни для бизнеса, ни для клиентов. Сейчас никто не запрещает розничной сети создать свою аптеку, как это делают «Магнит» или «Азбука Вкуса» и размещать данную аптеку, получив все лицензии, в прикассовых зонах своих магазинов или в формате shop-in-shop».
Разделяя идею о лобби продуктовых сетей, Егор Остапенко считает, что это может оказаться небесполезным для сегмента в целом: «Рынок рецептурных аптек может стать более профессиональным, часть игроков, не выдерживающих конкуренцию, покинет рынок, а покупатель получит больше возможностей для экономии».
Изменения на рынке аренды
Сетевые аптеки, по данным Delta estate, арендуют площади от 20 до 100 «квадратов» формата street-retail в проходимых местах в центре города, а также в спальных районах. Помимо этого, арендуются места в торговых центрах, в непосредственной близости от продуктового ритейлера. «Например, в торговом центре сеть может сдавать свои помещения в субаренду аптечному пункту или киоску. Это выгодно для обеих сторон, аптека получает стабильный клиентский трафик, а ритейлер – дополнительную прибыль», – отмечает Елена Земцова. По данным DNA Realty, сейчас cредние ставки аренды для аптек в прикассовых зонах в Москве составляют от 2 тыс. до 12 тыс. руб. за кв. м в месяц, а «продуктовики» платят от 500 руб. до 3,5 тыс. руб. за кв. м в месяц.
Изменения на рынке не могут не затронуть и аренду торговых площадей. Часть помещений будет освобождена за счет ухода ряда игроков. «Перераспределение рынка безрецептурных препаратов повлечёт оптимизацию аптечных сетей и появление на рынке дополнительных площадей, – рассказывает Константин Будагян. – Часть аптек уменьшат свои площади. Со стороны супермаркетов, выделение новых торговых площадей для расширения ассортимента, вероятно, произойдет за счет уплотнения выкладки. Увеличение арендуемой площади может произойти в магазинах, планируемых к запуску в будущем, однако в общем можно говорить о сокращении общей арендуемой площади для размещения безрецептурного лекарственного ассортимента».
Возможно и перепрофилирование ряда заведений. «Инициатива изменит рынок фармацевтического ритейла. В нем останутся несколько самых крупных операторов аптечных сетей, которые перепрофилируют бизнес под рецептурные аптеки и продажу уникальных товаров – например, аптечной косметики, которая пока не представлена офлайн. Остальные игроки войдут в состав продуктовых ритейлеров или покинут рынок», – считает Егор Остапенко.
При общем сокращении аптечных пунктов, ожидается увеличение площади арендуемых помещений «Связано это с тем, что на рынке останутся крупные фармацевтические ритейлеры, такие как «36,6», «Ригла», «Горздрав», «Неофарм». Довольно часто они предлагают расширенный ассортимент не только лекарственных препаратов, но и косметики, медицинских приборов, поэтому арендуют большие площади, – поясняет Елена Земцова. Особенно это актуально для аптек высокого ценового сегмента. Что касается супермаркетов, то скорее всего они будут увеличивать свои помещения за счет расширения и захвата площадей, ранее сдаваемых в субаренду тем же самым аптечным киоскам».
Что ждать потребителям?
Для потребителей, прежде всего, изменится количество времени, необходимое для приобретения лекарств. Они будут покупать, не выходя из торгового зала якорного магазина. Но вот комплексного снижения стоимости лекарств вряд ли стоит ожидать. «Учитывая тот факт, что значительная часть площадей существующих аптек занята именно ассортиментом безрецептурных лекарств (их продажи в 2017 г. составили 67,6% от 5 065,8 млн упаковок лекарств, проданных в аптечных сетях, по данным DSM Group), компенсация аптечными сетями снижения их продаж за счет снижения цен, введения в ассортимент бытовой химии и диетических продуктов питания, а также расширения ассортимента рецептурных лекарств будет осуществляться там, где позволяет покупательский спрос и конфигурация торговых площадей, но лишь частично», – отмечает Константин Будагян.
Кроме того, стоит учитывать, что сейчас на рынке представлено довольно много дисконтных аптек, которые работают наряду с премиум-марками и небольшими аптеками у дома. «Все они выполняют определенные функции и решают определенные задачи покупателей. И закрытие таких аптек из-за того, что на рынок массово влезут «Пятерочки» и «Магниты» ни к чему хорошему не приведет, – считает Антон Белых. – Закрытие аптек приведет к снижению доступности рецептурных препаратов, которые негде будет покупать».
Будет ли в том или ином виде принято разрешение на торговлю лекарствами в супермаркетах — покажет время. Несомненно одно: подобные законопроекты необходимо основывать, прежде всего, на интересах конечных потребителей, для которых лекарства должны быть доступными как территориально, так и финансово.
Надежда Двоскина, специально для ComEstate.Ru.