Fashion-операторы: колебания вместе с рынком
Экономическая ситуация в стране оказала значительное влияние на состав и количество операторов индустрии моды, арендующих торговые площади в Москве. Эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказали о том, как сейчас развивается этот сегмент недвижимости и что ждать в дальнейшем владельцам торговых центров и помещений формата стрит-ритейл в ходе сотрудничества с fashion-брендами.
Магазины закрываются и… открываются!
В последние годы количество и состав компаний, работающих в Москве в сфере fashion, сильно изменилось. Более 50 операторов заявили о закрытии магазинов в России. Разумеется, были и выходы новых брендов, однако не в таком количестве. Эксперты упоминают об уходе со столичного рынка целого ряда операторов. «Среди самых запомнившихся – закрытие магазинов Takko Fashion, Debenhams, Podium Market, MEXX, C&A, Desigual, вроде как сворачивается Marks&Spencer, существенно сократил количество магазинов Adidas. Российские операторы тоже понесли потери: Carlo Pazolini, Kira Plastinina, Центробувь и т.д.», – говорит Антон Белых, генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty. По его словам, самый сильный удар пришелся на средний сегмент, покупатели из него перешли в масс-маркет и дисконт. Премиум пострадал меньше, а доля оттока из него – не настолько велика.
«Продукция премиальных товаров гораздо легче переносит экономические кризисы – ее потребитель меньше страдает от падения курса национальных валют и прочего, – поясняет Ольга Яруллина, директор департамента торговой недвижимости S.A. Ricci. – Во время кризиса активно развиваются дискаунтеры и магазины недорогих товаров, и стабильным остается сегмент премиальных товаров. Бутики практически всех операторов открылись в крупных торговых центрах, и только три бренда заняли помещения в стрит-ритейле».
Одновременно с этим замечен рост присутствия российских компаний, некоторые из которых расширяются довольно активно. Так, 12storeez начал в 2014 года с аккаунта Instagram, а сейчас бренд имеет шоурум и семь магазинов в торговых центрах Москвы, а также магазин в Санкт-Петербурге. Развиваются такие сети, как созданный в 2013 году бренд Fashion Confession (на сегодняшний день у бренда торговые точки в трех столичных ТРЦ), запущенный командой Ostin бренд Fun Day насчитывает 8 магазинов.
«Ситуация с fashion скорректировалась в пользу операторов эконом-сегмента, с уклоном на повседневную, практичную одежду для всей семьи, – рассказывает Евгения Осипова, директор по аренде ADG group. – Люди стали экономить на одежде, более сдержанно и осторожно совершать покупки и делать это в привязке к сезону. Плюс, конечно, продолжает расти влияние социальных сетей и интернета на формирование потребительского спроса: модный блогер выкладывает пост с вещью из новой коллекции, и ее мгновенно «расхватывают» в онлайн и офлайн магазинах, и это работает и в Москве, и в регионах».
По данным JLL, в I квартале 2018 года на российский рынок вышло восемь новых зарубежных fashion-операторов, что на три больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. «Среди наиболее ярких и известных открытий начала года: запуск первого бутика премиального бренда Karl Lagerfeld, и возвращение на российский рынок американского производителя сумок и аксессуаров Coach; развитием обоих брендов занимается компания BNS Group», – рассказывает Маргарита Шебанова, аналитик торговой недвижимости компании JLL.
Помимо этого, возвращаются бренды, ранее покинувшие страну: немецкий fashion-ритейлер Orsay, косметический бренд Flormar, в 2019 ожидается возвращение нидерландской марки Mexx. По данным JLL, доля fashion-операторов составила 73% от всех дебютных открытий зарубежных ритейлеров на российском рынке, и в 2017 году уровень активности операторов этой сферы в России был соизмерим с предыдущим годом 21 и 22 новых бренда соответственно, составив примерно половину от дебютов в стране за этот период.
«У международных fashion-операторов сохраняется сдержанный интерес к российскому рынку, – отмечает Ольга Яруллина. – Они предпочитают детально изучить его, прежде чем принять решение о развитии. Чтобы снизить вакантность, ТЦ предоставляют площади новым отечественным брендам и дизайнерам, многие из которых раньше осуществляли продажи через аккаунт в Instagram или интернет-магазин».
Примеры международных брендов в сегменте fashion, открывшие новые магазины в Москве в 2017 году
Название бренда |
Описание |
Ценовой сегмент |
Место |
Город |
Ahimsa |
Итальянский бренд, производитель меховой одежды |
Выше среднего |
ТРК «АФИМОЛЛ Сити» |
Москва |
L.K.Bennett |
Британский премиальный ритейлер женской одежды |
Выше среднего |
ТРЦ «Метрополис» |
Москва |
High by Claire Campbell |
Британская марка одежды |
Выше среднего |
ТРЦ «Европейский» |
Москва |
Peter Kaiser |
Немецкий бренд обуви премиум-класса |
Выше среднего |
ТЦ «Калужский» |
Москва |
MC2 Saint Barth |
Итальянская марка пляжной одежды |
Выше среднего |
ТД «ГУМ» |
Москва |
Zanellato |
Итальянский бренд сумок |
Выше среднего |
ТЦ «Крокус Сити Молл» |
Москва |
Мandarina Duck |
Итальянская марка аксессуаров для путешествий |
Выше среднего |
ТРК «Vegas Крокус», ТРЦ «Метрополис», ТРК «Vegas Каширка» |
Москва |
Hanro |
Швейцарский бренд женского и мужского белья |
Выше среднего |
ТД «ГУМ» |
Москва |
Barracuda |
Итальянская обувная марка |
Выше среднего |
ТД «ГУМ» |
Москва |
Il Gufo |
Итальянская марка детской одежды |
Выше среднего |
ТЦ «Петровский пассаж»
|
Москва |
Аra |
Немецкий обувной бренд |
Средний |
«АФИМОЛЛ Сити» |
Москва |
Aquazzura |
Итальянский бренд женской обуви класса люкс |
Выше среднего |
ул. Петровка, 18 |
Москва |
Zlocci Store |
Бренд эксклюзивной мужской обуви (Испания/Украина) |
Премиальный |
ул. Большая Дмитровка, 13 |
Москва |
Mauboussin |
Французский ювелирный дом |
Премиальный |
ул. Никольская, 10 |
Москва |
Источник: S.A. Ricci.
Улицы постепенно меняются
Главным трендом на рынке стрит-ритейла в центре Москвы эксперты называют увеличение доли ресторанов и кафе, а также операторов, работающих в сегменте «Красота и здоровье», в то время как fashion продолжает снижать присутствие.
«Доля магазинов одежды, обуви и аксессуаров на основных торговых улицах постепенно уменьшается на протяжении последних лет – с 15% в 2015 году до 10,5% на конец марта 2018 года. Однако на отдельных улицах, где fashion-ритейлеры доминируют в составе арендаторов или находятся на втором месте, можно отметить рост и стабилизацию их количества; например, за последние два года доля этих операторов увеличилась в Столешниковом переулке и на улице Петровке. Эти локации представляют собой уже сформировавшиеся зоны расположения бутиков сегмента люкс», – отмечает Маргарита Шебанова.
На Кузнецком мосту открылись флагманские магазины международных брендов: Adidas Originals, Nike, Massimo Dutti, Kiko Milano, а на Тверской улице – самый большой магазин H&M в России. Обе эти улицы образовали, в основном, кластеры брендов сегмента масс-маркет.
«Примеры улиц, полностью изменивших направленность, пока назвать трудно. Есть улицы, где это происходит частично. Например, ожидается, что Никольская переориентируется в сторону операторов парфюмерии. В 2016 году Владимир Давиди, управляющий компанией Esterk Lux Parfum (одним из крупнейших в России поставщиков дорогой парфюмерии), приобрел на Никольской дома 19-21 и 23. Он планирует создать в особняке новый премиальный универмаг – «ВУМ», представляющий широкий ассортимент парфюмерии и эксклюзивной одежды от мировых брендов», – рассказывает Ольга Яруллина.
Еще одним трендом является увеличение доли продуктовых магазинов. По данным S.A. Ricci, в начале 2018 года доля продуктовых операторов, вместе с заведениями общепита, превысила 60%. Количество продовольственных магазинов заметно по развитию Тверской улице. В конце 2016 года здесь открылась «Азбука вкуса Daily», а в августе 2017 – трехэтажный флагманский магазин «Мой Ашан».
И все же эксперты уточняют: помещения стрит-ритейла (если не рассматривать центр города), запрашивают только отдельные операторы. В основном же спрос меняется в сторону торговых центров, которые более выгодны по стоимости аренды и сформированному «якорями» трафику. О том, какие требования выдвигают операторы к помещениям, рассказывает Антон Белых: «Диапазон площадей очень разный. Некоторые магазины известных марок вполне помещаются в 50-100 кв. м, а гигантам типа H&M необходимы площади от 2 тыс. кв. м и более. Я бы не сказал, что кризис как-то изменил форматы fashion-операторов. Помещения они с тали выбирать действительно более пристально и вдумчиво, отказываясь от неоднозначных или переоцененных вариантов, «имиджевых» дорогих мест и т. д., а вот сами форматы помещений практически не изменились».
Ставка на fashion
Fashion-сфера вполне может стать точкой притяжения целого района – ставку на это, в частности, делает ADG group, развивающая районные центры на месте старых советских кинотеатров. Так, 50% арендуемых площадей «Софии» (от общего объема 35 700 кв. м) будут отданы под магазины этого сегмента.
«София» находится в Восточном округе, где сейчас нет ни одного современного молла. Это и определило цель – помимо ответа на потребности живущих рядом 70 тысяч человек, стать fashion destination для всего ВАО, – то есть для почти 600 тысяч человек, живущих в радиусе 15 минут на автомобиле», – рассказывает Евгения Осипова.
Проект районного центра «София». Иллюстрация предоставлена ADG Group.
Объект будет представлять собой микс типичного районного центра с товарами и услугами повседневного спроса, кинотеатром, рестораном и кафе, а также досуговыми и образовательными заведениями, а также шоппинг-молла.
Два потока посетителей – жители ближайшей зоны охвата и посетители классического молла – будут разделены. «Условно, районный центр расположен на минус первом этаже и на всех этажах вокруг первого эскалатора. А fashion (модная одежда, обувь, аксессуары известных международных и федеральных брендов для всей семьи) для классических походов по магазинам одежды – дальше, на 1 и 2 этажах. Фудхолл на 3-ем этаже как бы объединяет две эти аудитории: то сильное предложение в категории и Food & Beverage, которое мы готовим для «Софии», станет дополнительным магнитом для всего округа», – добавляет Евгения Осипова.
Будущее развитие
Развитие в этой сфере ритейла, как и в любой другой, зависит от ситуации в экономике, что прогнозировать сложно. «Пока доходы населения падают, а налоги и расходы растут, люди вынуждены отказываться от покупок и экономить на товарах «второй необходимости», к которым в том числе и относится хорошая одежда и обувь, так как даже люди с доходом выше среднего, не уверены в завтрашнем дне и предпочитают свободные деньги отложить на «черный день» или вложить их в покупку машины или квартиры, чем тратить на одежду и обувь. Если же ситуация в экономике будет улучшаться или хотя бы стабилизируется, то и развитие fashion-сегмента пойдет более интенсивно: новые операторы появятся на рынке, старые будут активнее вести экспансию, магазинов будет открываться больше, чем закрываться и т. д.», – считает Антон Белых. По его мнению, наиболее реальным будет сценарий, при которым хорошо будут чувствовать себя сегменты эконом и элитный.
«Дальнейшее развитие fashion-операторов зависит от ряда причин, в первую очередь – экономических, – согласна Ольга Яруллина. – Будет развиваться экономика, укрепится национальная валюта, вырастет спрос на продукцию сегмента, и fashion-операторы не заставят себя ждать. Конечно, покупатели будут рады выходу на рынок новых интересных российских брендов. Чем больше компаний на рынке fashion, тем выше конкуренция, чем выше конкуренция – тем выше качество продукции и ниже цены».
Надежда Двоскина специально для ComEstate.Ru.