В каталоге 3948 частных объявлений
Мы бесплатно подбираем коммерческую недвижимость по вашему запросу.
Новости, статьи, аналитика, интервью, а также 1126 объектов
коммерческой недвижимости Москвы.
Реклама
Реклама

Fashion-операторы: колебания вместе с рынком

Экономическая ситуация в стране оказала значительное влияние на состав и количество операторов индустрии моды, арендующих торговые площади в Москве. Эксперты рынка коммерческой недвижимости рассказали о том, как сейчас развивается этот сегмент недвижимости и что ждать в дальнейшем владельцам торговых центров и помещений формата стрит-ритейл в ходе сотрудничества с fashion-брендами.

Магазины закрываются и… открываются!

В последние годы количество и состав компаний, работающих в Москве в сфере fashion, сильно изменилось. Более 50 операторов заявили о закрытии магазинов в России. Разумеется, были и выходы новых брендов, однако не в таком количестве. Эксперты упоминают об уходе со столичного рынка целого ряда операторов. «Среди самых запомнившихся – закрытие магазинов Takko Fashion, Debenhams, Podium Market, MEXX, C&A, Desigual, вроде как сворачивается Marks&Spencer, существенно сократил количество магазинов Adidas. Российские операторы тоже понесли потери: Carlo Pazolini, Kira Plastinina, Центробувь и т.д.», – говорит Антон Белых, генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty. По его словам, самый сильный удар пришелся на средний сегмент, покупатели из него перешли в масс-маркет и дисконт. Премиум пострадал меньше, а доля оттока из него – не настолько велика.

«Продукция премиальных товаров гораздо легче переносит экономические кризисы – ее потребитель меньше страдает от падения курса национальных валют и прочего, – поясняет Ольга Яруллина, директор департамента торговой недвижимости S.A. Ricci. – Во время кризиса активно развиваются дискаунтеры и магазины недорогих товаров, и стабильным остается сегмент премиальных товаров. Бутики практически всех операторов открылись в крупных торговых центрах, и только три бренда заняли помещения в стрит-ритейле».

Одновременно с этим замечен рост присутствия российских компаний, некоторые из которых расширяются довольно активно. Так, 12storeez начал в 2014 года с аккаунта Instagram, а сейчас бренд имеет шоурум и семь магазинов в торговых центрах Москвы, а также магазин в Санкт-Петербурге. Развиваются такие сети, как созданный в 2013 году бренд Fashion Confession (на сегодняшний день у бренда торговые точки в трех столичных ТРЦ), запущенный командой Ostin бренд Fun Day насчитывает 8 магазинов.

«Ситуация с fashion скорректировалась в пользу операторов эконом-сегмента, с уклоном на повседневную, практичную одежду для всей семьи, – рассказывает Евгения Осипова, директор по аренде ADG group. – Люди стали экономить на одежде, более сдержанно и осторожно совершать покупки и делать это в привязке к сезону. Плюс, конечно, продолжает расти влияние социальных сетей и интернета на формирование потребительского спроса: модный блогер выкладывает пост с вещью из новой коллекции, и ее мгновенно «расхватывают» в онлайн и офлайн магазинах, и это работает и в Москве, и в регионах».

По данным JLL, в I квартале 2018 года на российский рынок вышло восемь новых зарубежных fashion-операторов, что на три больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. «Среди наиболее ярких и известных открытий начала года: запуск первого бутика премиального бренда Karl Lagerfeld, и возвращение на российский рынок американского производителя сумок и аксессуаров Coach; развитием обоих брендов занимается компания BNS Group», – рассказывает Маргарита Шебанова, аналитик торговой недвижимости компании JLL.

Помимо этого, возвращаются бренды, ранее покинувшие страну: немецкий fashion-ритейлер Orsay, косметический бренд Flormar, в 2019 ожидается возвращение нидерландской марки Mexx. По данным JLL, доля fashion-операторов составила 73% от всех дебютных открытий зарубежных ритейлеров на российском рынке, и в 2017 году уровень активности операторов этой сферы в России был соизмерим с предыдущим годом  21 и 22 новых бренда соответственно, составив примерно половину от дебютов в стране за этот период.

«У международных fashion-операторов сохраняется сдержанный интерес к российскому рынку,  – отмечает Ольга Яруллина. – Они предпочитают детально изучить его, прежде чем принять решение о развитии. Чтобы снизить вакантность, ТЦ предоставляют площади новым отечественным брендам и дизайнерам, многие из которых раньше осуществляли продажи через аккаунт в Instagram или интернет-магазин».

Примеры международных брендов в сегменте fashion, открывшие новые магазины в Москве в 2017 году

Название бренда

Описание

Ценовой сегмент

Место

Город

Ahimsa

Итальянский бренд, производитель меховой одежды

Выше среднего

ТРК «АФИМОЛЛ Сити»

Москва

L.K.Bennett

Британский премиальный ритейлер женской одежды

Выше среднего

ТРЦ «Метрополис»

Москва

High by Claire Campbell

Британская марка одежды

Выше среднего

ТРЦ «Европейский»

Москва

Peter Kaiser

Немецкий бренд обуви премиум-класса

Выше среднего

ТЦ «Калужский»

Москва

MC2 Saint Barth

Итальянская марка пляжной одежды

Выше среднего

ТД «ГУМ»

Москва

Zanellato

Итальянский бренд сумок

Выше среднего

ТЦ «Крокус Сити Молл»

Москва

Мandarina Duck

Итальянская марка аксессуаров для путешествий

Выше среднего

ТРК «Vegas Крокус», ТРЦ «Метрополис», ТРК «Vegas Каширка»

Москва

 

Hanro

Швейцарский бренд женского и мужского белья

Выше среднего

ТД «ГУМ»

Москва

Barracuda

Итальянская обувная марка

Выше среднего

ТД «ГУМ»

Москва

Il Gufo

Итальянская марка детской одежды

Выше среднего

ТЦ «Петровский пассаж»

 

Москва

Аra

Немецкий обувной бренд

Средний

«АФИМОЛЛ Сити»

Москва

Aquazzura

Итальянский бренд женской обуви класса люкс

Выше среднего

ул. Петровка, 18

Москва

Zlocci Store

Бренд эксклюзивной мужской обуви (Испания/Украина)

Премиальный

ул. Большая Дмитровка, 13

Москва

Mauboussin

Французский ювелирный дом

Премиальный

ул. Никольская, 10

Москва

Источник: S.A. Ricci.

Улицы постепенно меняются

Главным трендом на рынке стрит-ритейла в центре Москвы эксперты называют увеличение доли ресторанов и кафе, а также операторов, работающих в сегменте «Красота и здоровье», в то время как fashion продолжает снижать присутствие.

«Доля магазинов одежды, обуви и аксессуаров на основных торговых улицах постепенно уменьшается на протяжении последних лет – с 15% в 2015 году до 10,5% на конец марта 2018 года. Однако на отдельных улицах, где fashion-ритейлеры доминируют в составе арендаторов или находятся на втором месте, можно отметить рост и стабилизацию их количества; например, за последние два года доля этих операторов увеличилась в Столешниковом переулке и на улице Петровке. Эти локации представляют собой уже сформировавшиеся зоны расположения бутиков сегмента люкс», – отмечает Маргарита Шебанова.

На Кузнецком мосту открылись флагманские магазины международных брендов: Adidas Originals, Nike, Massimo Dutti, Kiko Milano, а на Тверской улице – самый большой магазин H&M в России. Обе эти улицы образовали, в основном, кластеры брендов сегмента масс-маркет.

«Примеры улиц, полностью изменивших направленность, пока назвать трудно. Есть улицы, где это происходит частично. Например, ожидается, что Никольская переориентируется в сторону операторов парфюмерии. В 2016 году Владимир Давиди, управляющий компанией Esterk Lux Parfum (одним из крупнейших в России поставщиков дорогой парфюмерии), приобрел на Никольской дома 19-21 и 23. Он планирует создать в особняке новый премиальный универмаг – «ВУМ», представляющий широкий ассортимент парфюмерии и эксклюзивной одежды от мировых брендов», – рассказывает Ольга Яруллина.

Еще одним трендом является увеличение доли продуктовых магазинов. По данным S.A. Ricci, в начале 2018 года доля продуктовых операторов, вместе с заведениями общепита, превысила 60%. Количество продовольственных магазинов заметно по развитию Тверской улице. В конце 2016 года здесь открылась  «Азбука вкуса Daily», а в августе 2017 – трехэтажный флагманский магазин «Мой Ашан».

И все же эксперты уточняют: помещения стрит-ритейла (если не рассматривать центр города), запрашивают только отдельные операторы. В основном же спрос меняется в сторону торговых центров, которые более выгодны по стоимости аренды и сформированному «якорями» трафику. О том, какие требования выдвигают операторы к помещениям, рассказывает Антон Белых: «Диапазон площадей очень разный. Некоторые магазины известных марок вполне помещаются в 50-100 кв. м, а гигантам типа H&M необходимы площади от 2 тыс. кв. м и более. Я бы не сказал, что кризис как-то изменил форматы fashion-операторов. Помещения они с тали выбирать действительно более пристально и вдумчиво, отказываясь от неоднозначных или переоцененных вариантов, «имиджевых» дорогих мест и т. д., а вот сами форматы помещений практически не изменились».

Ставка на fashion

Fashion-сфера вполне может стать точкой притяжения целого района – ставку на это, в частности, делает ADG group, развивающая районные центры на месте старых советских кинотеатров. Так, 50% арендуемых площадей «Софии» (от общего объема 35 700 кв. м) будут отданы под магазины этого сегмента.

«София» находится в Восточном округе, где сейчас нет ни одного современного молла. Это и определило цель – помимо ответа на потребности живущих рядом 70 тысяч человек, стать fashion destination для всего ВАО, – то есть для почти 600 тысяч человек, живущих в радиусе 15 минут на автомобиле», – рассказывает Евгения Осипова.

Проект районного центра «София». Иллюстрация предоставлена ADG Group.

Объект будет представлять собой микс типичного районного центра с товарами и услугами повседневного спроса, кинотеатром, рестораном и кафе, а также досуговыми и образовательными заведениями, а также шоппинг-молла.

Два потока посетителей – жители ближайшей зоны охвата и посетители классического молла – будут разделены. «Условно, районный центр расположен на минус первом этаже и на всех этажах вокруг первого эскалатора. А fashion (модная одежда, обувь, аксессуары известных международных и федеральных брендов для всей семьи) для классических походов по магазинам одежды – дальше, на 1 и 2 этажах. Фудхолл на 3-ем этаже как бы объединяет две эти аудитории: то сильное предложение в категории и Food & Beverage, которое мы готовим для «Софии», станет дополнительным магнитом для всего округа», – добавляет Евгения Осипова.

Будущее развитие

Развитие в этой сфере ритейла, как и в любой другой, зависит от ситуации в экономике, что прогнозировать сложно. «Пока доходы населения падают, а налоги и расходы растут, люди вынуждены отказываться от покупок и экономить на товарах «второй необходимости», к которым в том числе и относится хорошая одежда и обувь, так как даже люди с доходом выше среднего, не уверены в завтрашнем дне и предпочитают свободные деньги отложить на «черный день» или вложить их в покупку машины или квартиры, чем тратить на одежду и обувь. Если же ситуация в экономике будет улучшаться или хотя бы стабилизируется, то и развитие fashion-сегмента пойдет более интенсивно: новые операторы появятся на рынке, старые будут активнее вести экспансию, магазинов будет открываться больше, чем закрываться и т. д.», – считает Антон Белых. По его мнению, наиболее реальным будет сценарий, при которым хорошо будут чувствовать себя сегменты эконом и элитный.

«Дальнейшее развитие fashion-операторов зависит от ряда причин, в первую очередь – экономических, – согласна Ольга Яруллина. – Будет развиваться экономика, укрепится национальная валюта, вырастет спрос на продукцию сегмента, и fashion-операторы не заставят себя ждать. Конечно, покупатели будут рады выходу на рынок новых интересных российских брендов. Чем больше компаний на рынке fashion, тем выше конкуренция, чем выше конкуренция – тем выше качество продукции и ниже цены».