Мини-отели Москвы привлекательны для инвесторов
За последние 5 лет число гостиничных номеров в Москве увеличилось на 60%, и к концу 2013 г. их насчитывалось уже около 13 тыс., сообщает компания Jones Lang LaSalle. Причем наряду с крупными игроками рынка в столице появляются и мини-отели формата В&В (bed and breakfast).
Мини-отели стали появляться в России не так давно, и, конечно, составить конкуренцию полноценным гостиничным комплексам не могут. Но они и не ставят перед собой такую задачу. У них совсем иная концепция и целевая аудитория. Владельцы мини-отелей делают ставку на индивидуальность и доступность номеров, а также ряд других важных для клиентов преимуществ.
Прежде всего, мини-отели имеют выгодную локацию. Выгодную именно для потребителя. Так как их площадь обычно не превышает 150 кв. м, они могут располагаться как в исторических особняках в центре города, так и в современных апарт-комплексах и административных зданиях за пределами Садового кольца. Таким образом, мини-отели оказываются рассредоточены по всей территории Москвы, а не в отдельных кластерах.
Другим выгодным преимуществом мини-отелей является цена. На их содержание собственник тратит гораздо меньше, а значит, стоимость проживания для потребителя ниже. Кроме того, мини-отели предоставляют в качестве бонусов бесплатные завтраки или возможность бронирования номера без предоплаты. Кстати, такие отели охотно сдают номера на час в отличие от традиционных, где минимальный срок аренды номера — сутки.
В мини-отелях акцент сделан на индивидуальность. При небольших затратах на отделку их владельцы экспериментируют с дизайном интерьера, в результате обстановка приобретает подчеркнутую оригинальность. Здесь царит по-домашнему уютная атмосфера, которую просто невозможно воссоздать в большом отеле с несколькими сотнями номеров. К слову, благодаря тому, что количество номеров в мини-отеле около 15-20, постояльцу гораздо проще решить возникшую проблему, ведь персонал реагирует на просьбы и пожелания гораздо быстрее, чем в гостиничных комплексах.
Таким образом, для постояльцев мини-отели действительно привлекательны, но насколько они выгодны для девелоперов и инвесторов?
Для бизнесменов главное — цена проекта, и в этом ключе мини-отели интересны тем, что даже на начальном этапе требуют совсем небольших вложений. Во-первых, площадь помещения сравнима с площадью большой квартиры, поэтому его аренда и содержание даже для юридических лиц имеет весьма разумную цену. Во-вторых, для внутренней отделки используются износостойкие материалы, способные прослужить не один год, а значит ремонт придется делать нечасто. В общественных зонах на полу линолеум или ковролин, на стенах краска; в приватных зонах — ламинат или паркетная доска, обои на стенах. Нередко для декорирования применяются недорогие, но экологически чистые материалы, например, кирпич, древесина или металл.
Особое внимание уделяется функциональному назначению общественных зон. В связи с тем, что размеры их небольшие, каждый квадратный метр на вес золота. Помимо стойки рецепции здесь находится рекреационная зона, а также столовая. Все остальные площади задействованы под номера. Причем при проектировании стараются избавиться от таких неэффективных помещений как коридоры. Путем перепланировки они становятся частью номеров либо технических комнат, где находятся инженерные коммуникации.
Значительно дешевле инвестору обходится и дизайн-проект мини-отеля. И хотя конкретная сумма определяется индивидуально в каждом случае, она все равно меньше, чем при проектировании большой гостиницы. К примеру, проектирование одного типового гостиничного номера (площадью 17-18 кв.м) в 2-, 3-звездочной гостинице стоит порядка 100 тыс. рублей, а дизайн-проект мини-отеля площадью 120 кв. м, расположенного в районе Арбата, обошелся заказчику 2 тыс. рублей за «квадрат».
По словам руководителя Бюро бизнес-интерьеров А3Com Максима Коротенко, инвесторам, желающим вложить средства в мини-отель, следует для начала обратиться к консультантам, имеющим богатый опыт реализации подобных проектов в России и за рубежом. Они позволят еще на начальном этапе оценить перспективы проекта, определить целевую аудиторию, ее потребности, выявить особенности данного рынка и т. д. При этом эксперт отмечает, что западные консультанты не всегда эффективны ввиду различий в менталитете. «Владельцы бизнеса зачастую привлекают российские дизайн-бюро не только к работе над новыми проектами, но и для подробной доработки проектов известных зарубежных архитекторов с целью их адаптации к российским условиям», - говорит Максим Коротенко.
В настоящее время в Москве функционируют несколько десятков мини-отелей, каждый из которых рассчитан на определенную категорию постояльцев.
- Отель Langust на 8 номеров находится в самом центре Москвы, в районе станции метро «Таганская». Это своего рода бутик-отель, предназначенный для гостей, любящих комфорт и стиль. На первом этаже трехэтажного здания - ресторан.
- Гостиница Artel Hotel - «артистический отель» рядом с Красной площадью, в Театральном проезде. Она занимает третий этаж Китайских бань купца Хлудова, а этажом ниже располагается кафе-театр-клуб Алексея Паперного «Мастерская» (театральные постановки, живая музыка, бизнес-ланч).
- Бутик-отель Best Western Previer расположен в 3 км от аэропорта Шереметьево, в экологически чистом районе Подмосковья. Гостиница представляет собой современное 4-этажное здание со стильным дизайном и роскошными номерами.
- В гостинице N-House всего 10 номеров, она находится в 7 минутах ходьбы от Кремля, между улицами Пятницкой и Большой Ордынкой. Несмотря на близость к достопримечательностям, торговым и деловым центрам, транспортным магистралям, в отеле всегда спокойно и тихо.
Разрабатывая Отраслевую схему развития гостиниц, столичные власти делают ставку на крупных международных отельеров, а также на гостиницы на 100-150 номеров, расположенные в отреставрированных исторических особняках. За счет этих объектов до 2025 г. будет расти объем нового предложения. Мини-отели пока еще развиваются только за счет внебюджетных источников и исключительно по инициативе инвесторов.