Настоящее и будущее коворкингов в Москве
Сегмент коворкингов (co-working), ставший модным среди людей творческих профессий и фрилансеров, в Москве пока только начинает развиваться. Сейчас происходит формирование спроса и пополнение предложения новыми форматами.
По словам генерального директора «Миэль-Коммерческая недвижимость» Александра Болотова, коворкинг – это форма организации офисного пространства, которая подразумевает сдачу помещения или отдельного рабочего места в краткосрочную аренду. Чаще такие площади снимают представители малого бизнеса, фрилансеры и начинающие бизнесмены.
«Формат коворкингов интересен и нужен, например, стартапам, которым требуется место для работы небольшой команды. Это отличный вариант для начала пути в бизнесе, поэтому условия аренды в коворкингах должны быть максимально комфортными и в какой-то степени даже льготными для молодых специалистов», – поясняет заместитель директора департамента офисной недвижимости компании Praedium Нелля Имаметдинова.
Управляющий партнер Meeting Point Татьяна Шараева рассказывает: «В коворкингах есть все необходимые для работы и отдыха возможности и инфраструктура: офисная техника, интернет (Wi-Fi), конференц-залы, оборудованные места для проведения встреч, зоны отдыха (кофе-бар или бизнес-гостиная, например), телефон. Также клиентам могут быть предложены дополнительные услуги в виде личного помощника, переводчика, аренды автомобиля (в премиум сегменте) и т.д.».
По мнению консультанта департамента оценки коммерческой недвижимости консалтинговой группы «Апхилл» Екатерины Чермошенцевой, коворкинги – это оптимальный вариант скорее для людей творческих профессий и тех, кому необязательно постоянно находиться в офисе (например, программистам). В отличие от дома или кафе здесь рабочая атмосфера, т.е. практически нет отвлекающих факторов. Кроме того, в коворкингах можно обмениваться опытом и общаться с людьми со схожими интересами.
По словам Татьяны Шараевой, к коворкингам проявляют довольно большой интерес международные специалисты во время длительных командировок.
Руководитель отдела исследований рынка офисной недвижимости CBRE Клавдия Чистова отмечает, что чаще всего минимальный срок аренды рабочего места в коворкингах составляет один день. Также помещения сдают на срок от нескольких часов до нескольких месяцев, в некоторых коворкингах предлагают абонементы.
По мнению Александра Болотова, коворкинги имеют и свои недостатки, в частности, возможное соседство с конкурентами. Однако работа в одном пространстве с компаниями-партнерами, наоборот, выгодна.
Коворкинги в Москве
Александр Болотов рассказывает: «Главной причиной появления коворкингов в Москве было минимальное предложение офисных помещений маленькой нарезки (50-100 кв. м). Арендовать небольшой офис в качественном бизнес-центре (класса А и B+) еще несколько лет назад было практически невозможно: площади сдавали метражом от 300 кв. м. Это было обусловлено политикой эффективного использования площадей».
Екатерина Чермошенцева дополняет, что маленькие качественные офисы с удачным расположением (хорошая транспортная доступность) все еще в дефиците, и их сдают по завышенным ценам.
При этом, по мнению Нелли Имаметдиновой, процент коворкингов в общей структуре офисной недвижимости Москвы настолько мал, что считать его отдельным полноценным сегментом пока очень рано.
Этой точки зрения придерживается и Екатерина Чермошенцева: «Пока, на наш взгляд, этот формат только начинает развиваться».
«Первые коворкинги в столице организовывали на базе неиспользуемых заводских площадей. Они стали центром притяжения творческих людей и молодых предпринимателей, которые еще не успели обзавестись штатом сотрудников. Позже стали открывать коворкинги на базе технопарков, а также внутрикорпоративные площадки (объединение сотрудников разных подразделений для брейнсторминга и эффективной генерации идей)», – рассказывает Татьяна Шараева.
Нелля Имаметдинова дополняет: «Коворкинги начали появляться в 2000-х годах, когда в Москве выделился класс творческих людей – и фрилансеров, и проектных работников индустрии дизайна, медиа и т.д. Раньше роль коворкингов исполняли рабочие места в больших офисах, которые арендаторы сдавали на условиях субаренды. Функции коворкингов сегодня нередко берут на себя антикафе, где гости платят за время, проведенное в помещении, а взамен получают спокойную обстановку, бесплатный интернет, возможность провести переговоры».
По словам Александра Болотова, аренда коворкингов – хорошее решение для маленьких компаний, которые не могут найти небольшой офис. Доля заявок на аренду помещений площадью до 100 кв. м составляет практически половину от общего числа запросов в этом сегменте.
Какие бывают коворкинги
Официальной классификации коворкингов в Москве не существует, поэтому разделить их по видам можно только условно.
По мнению Нелли Имаметдиновой, сейчас проще всего поделить городские коворкинги на частные и созданные при участии городских властей (чиновники активно поддерживают этот тренд). Муниципальные проекты есть, в том числе, вне традиционной деловой зоны – они рассчитаны на жителей близлежащих районов, нередко являются бесплатными. Частные коворкинг-центры стараются расположить не дальше ТТК – их владельцам важно привлекать арендаторов также удобным местоположением.
Татьяна Шараева выделяет следующие виды коворкингов: «Бюджетный сегмент (например, для индивидуальных и начинающих предпринимателей, фрилансеров, программистов); средний сегмент (для бизнесменов среднего уровня); премиум сегмент (для CEO, бизнесменов (экспатов) c высоким уровнем дохода, которым необходимо не только рабочее пространство представительского уровня, но и набор дополнительных услуг)».
По данным, предоставленным Клавдией Чистовой, сейчас в Москве представлено около 30 коворкинг-центров. «Их можно разделить на несколько групп: для людей творческих профессий (например, Flacon Coworking, Lerner, «Полезное Место» на территории «Винзавода»); для тех, кто развивает малый бизнес и инновационные технологии (преимущественно, государственные коворкинги, например Tceh в составе технопарка «Строгино»); для людей разных профессий (например, DI Telegraph, Cabinet Lounge)» – поясняет эксперт.
Нелля Имаметдинова отмечает, что в частных коворкингах ставки часто превышают стоимость аренды рабочих мест в обычных бизнес-центрах.
Екатерина Чермошенцева поясняет: «В среднем стоимость рабочего места метражом 2-6 кв. м в столичных коворкингах составляет 5-15 тыс. руб. в месяц. Для начинающего предпринимателя или фрилансера снимать такое помещение выгоднее, чем офис площадью 20 кв. м: например, рабочее место в коворкинге «Рабочая станция» на Ленинском проспекте стоит 15 тыс. руб. в месяц, а офис площадью 25 кв. м в бизнес-центре класса Б в этом же районе – 31 тыс. руб. в месяц. Но если компания-стартап состоит из 4 человек, то более экономично арендовать офис, поскольку цена рабочих мест в нем будет равна примерно 7 тыс. руб.».
Татьяна Шараева дополняет, что сегодня в столице много коворкингов среднего и бюджетного уровня. Но для VIP предпринимателей коворкинги «хипстерского» формата не подходят. Недавно открытое премиальное бизнес-пространство Meeting Point стало одним из первых коворкингов для таких людей. Проект сочетает все преимущества коворкингов с очень удобным расположением в центре города (в здании легендарной гостиницы «Москва» рядом с Кремлем и Государственной думой). MeetingPoint можно назвать альтернативой премиальным ресторанам и лобби отелей для проведения переговоров, что особенно удобно для приезжающих в командировки бизнесменов. Проект включает полностью оборудованные переговорные, которые можно трансформировать в конференц-залы площадью 45 кв. м.; бизнес-гостиную; кофе-бар; зону ресепшен; сейфы; мини-офисы с обслуживанием (их можно снимать на длительный срок).
Прогнозы
По словам Клавдии Чистовой, интерес к созданию коворкинг-центров во время кризиса уменьшится: такого рода проекты создают, как правило, на пике рынка недвижимости или, как минимум, на стадии стабильности. Не исключено, что некоторые уже функционирующие частные проекты могут закрыть. В лучших условиях будут находиться государственные коворкинг-центры: как правило, помещения в них сдают по льготным тарифам.
«При этом коворкинг-центры, безусловно, будут востребованы в краткосрочной и долгосрочной перспективе – у многих предпринимателей отсутствует необходимость в аренде полноценного офиса на долгий срок. Кроме того, этот сегмент будет эволюционировать из-за увеличения популярности удаленной работы и фриланса», – поясняет эксперт.