Арендаторы в поисках помещений для кафе
Новые кафе открываются как в торговых центрах, так и в формате стрит-ритейла. С какими проблемами сталкивается арендатор при выборе помещений для размещения точки общепита, как вернее определиться с локацией, метражом и ставками аренды, рассказали эксперты рынка.
Торговые центры vs стрит-ритейл
Делать выбор в пользу того или иного помещения, выбирая между торговым центром или стрит-ритейлом, необходимо, опираясь, прежде всего, на концепцию будущего заведения, ведь именно от нее будет зависеть и график работы, и целевая аудитория. В первом случае более уместными будут семейные заведения, во втором – крафтовые бары, кафе с авторской кухней и различные тематические места.
Важным фактором может оказаться и то, сколько времени уже работает кафе, присматривает ли оно для себя первое помещение или же переезжает или даже расширяет сеть. Другими словами, значимым станет опыт и финансовый запас. «Для начинающих предпринимателей и стартапов подойдет, скорее, размещение в стрит-ритейле, нежели в ТЦ, – считает Егор Остапенко, директор департамента торговой недвижимости компании Praedium. – Не каждый новый проект способен осилить сразу довольно высокие ставки в ТЦ и большой обеспечительный платеж за 2-4 месяца».
Стоит учесть, что в районных торговых центрах обычно представлено несколько ключевых форматов. Иван Татаринов, коммерческий директор компании GLINCOM отмечает, что выгодным и наиболее востребованным для малых предпринимателей, готовых вложить в открытие точки общепита от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. является кофе-пойнт. Они работают даже в «слабых» объектах за счет маржинальности, а выйти в операционный ноль им удается уже в первый месяц аренды. Второй формат – фудкорт – предусматривает больший объем инвестиций, от 2,5 млн руб. «Наиболее удачно кафе на фудкорте существуют в соседстве с кинотеатром и зоной развлечений. Если же в окружении развлекательных арендаторов нет, стоит очень осторожно подойти к вопросу аренды», – уточняет эксперт.
Делая выбор между ТЦ и стрит-ритейлом, имеет смысл также взвесить плюсы и минусы обоих видов размещения. Считается, к примеру, что в торговом центре легче прогнозировать среднее количество покупателей. «В стрит-ритейле также можно делать замеры трафика, однако он менее предсказуем, более зависим от погодных условий, и качественный состав пешеходов может быть разным в зависимости от локации», – поясняет Наталья Озерная, заместитель руководителя отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве. То же касается и возможных конкурентов: на улице они могут в любой момент расположиться «дверь в дверь», и перетянуть клиентов, в то время как в торговом центре обычно стараются соблюсти баланс представленных компаний.
Важно и то, что помещения в торговых центрах чаще обустроены с учетом требований для общепита, в то время как расположение в жилых домах связано с множеством доделок и необходимых согласований с жителями. В жилом доме также важно следить за тем, чтобы гости не курили близко к входу и окнам. Если делать выбор в пользу стрит-ритейла, то уже там, где раньше было открыто кафе или работал ресторан.
Сколько брать в «квадратах»?
Подобрать помещение, которое было бы не чрезмерным по площади, однако при этом и не оказалось бы тесным для будущих гостей заведения, – дело крайне непростое, и зачастую практически нерешаемое без специалиста, который занимается проектированием ресторанов и кафе. «Есть определенная система расчета, которая планируется исходя из меню заведения. Площадь зависит, в частности, от того, будет ли у кафе кухня полного цикла или только доготовка, или вообще готовы обойтись без кухни», – рассказывает Егор Остапенко. Помимо этого, в расчет берется количество персонала и размеры необходимых помещений под склады, холодильные установки и т. д. Основной зал, в котором будут сидеть посетители, планируется из расчета размера столов и возможной загрузки. «Также необходимо учитывать нормы и правила, согласно которым в заведении должен быть отдельный туалет для персонала, душевая для поваров, место для переодевания сотрудников, – добавляет Антон Белых, генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty. – Самому без опыта просчитать это будет крайне сложно».
Объем площади, безусловно, будет зависеть и от конкретных предложений в торговых центрах и в формате стрит-ритейла, из которых, в конечном счете, и придется выбирать. «Кофе-пойнты могут арендовать площади от стойки на 3-4 кв.м до небольших помещений площадью 20 кв. м. Для фудкорта наиболее востребованная площадь находится в диапазоне 25-65 кв. м. Если же предприниматель открывает кафе по франшизе, то он ориентируется в выборе площади на уже четко прописанные во франчбуке требования владельцев», – объясняет Иван Татаринов.
В отличие от технологических тонкостей, об адекватности предлагаемой ставки аренды вполне можно судить самостоятельно, обратившись к аналитическим расчетам экспертов рынка. По данным Knight Frank, средние ставки для кафе площадью 200 кв. м в центре Москвы могут составлять 65-75 тыс. руб., а в топовых локациях может доходить до 90-120 тыс. руб. Средняя же ставка в спальных районах – 40-45 тыс. руб. за кв. м в год. «Ставки на помещения в «спальниках», но в прямой видимости от метро, зачастую сопоставимы со ставками на центральных улицах, именно благодаря ежедневному потоку пешеходов из метро», – отмечает Наталья Озерная, заместитель руководителя отдела стрит-ритейла компании JLL в Москве.
Источник: JLL.
Каким же образом сделать выбор? Антон Белых уверен: ни в коем случае нельзя ставить психологическую черту – например, «не платить за аренду больше миллиона рублей в месяц». «Я знаю рестораны, которые платят по 3-5 млн в месяц за помещение и при этом процветают. А есть заведения, которые платят 100 тысяч и еле сводят концы с концами или вовсе работают в убыток, – поясняет эксперт. – При оценке ставки аренды следует учитывать не свои внутренние психологические ограничители, а реальный трафик места, его совпадение с вашей целевой аудиторией и делать просчеты ожидаемой выручки с помощью современных систем».
Определиться с расположением
Рассматривая площади в ТЦ, нередко можно встретить предубеждение против сильных арендаторов в соседстве на фудкорте, особенно «большой тройки»: McDonald’s, Burger King, KFC. Иван Татаринов считает: «Качественный и интересный продукт не пострадает от конкуренции с сильными мировыми брендами. Например, бургерным удается очень удачно отстроиться от аналогичных предложений в массовом сегменте за счет авторского продукта, более индивидуального подхода».
Еще одно ошибочное убеждение состоит в том, что кафе хорошо чувствуют себя только в центре Москвы. «Есть и много успешных заведений в спальных районах и на вылетных магистралях. Тут необходимо учитывать специфику района. Например, в Перово лучше открывать что-то очень бюджетное, а на Мичуринском проспекте вполне пойдет и стейк-хаус. Также для рестораторов интересны крупные спальные районы с огромным количеством нового жилья, которое в основном покупается или арендуется средним классом», – рассказывает Антон Белых.
В формате стрит-ритейла традиционно удачными местами для кафе являются пешеходные зоны, количество которых в центре Москвы в последнее время увеличилось. Хорошо, если рядом находится достопримечательность или место отдыха горожан. Также востребованы помещения, расположенные рядом с метро. «Перспективными, с высоким потенциалом развития, на мой взгляд, являются помещения в лофтах, расположенных на территориях бывших заводов. Яркий пример – открытие на территории Бадаевского пивного завода ресторана «Сыроварня», который стал якорем и к нему присоединился целый ряд других проектов: Deep Space, The 12 Wine Bar, «Летний сад», – рассказывает Виктория Камлюк, директор направления стрит-ритейл компании Knight Frank.
Что же касается расположения в центре, то тут в последние годы появляется еще одно немаловажное опасение – работы по реконструкции и благоустройству территорий. Постоянная стройка мало способствует привлечению клиентов, особенно для кафе, которые хотели бы организовать летние веранды. «Бояться работ по благоустройству улиц и уходить не стоит, – уверена Виктория Камлюк. – Нужно договариваться с арендодателем о дисконте в 10-30% на время реконструкции». С мнением о том, что ремонт вполне можно «пережить», вполне согласен и Егор Остапенко: «Говоря о благоустройстве, то следует отметить, что если у заведения есть определенный финансовый запас прочности, то лучше этот период переждать, нежели съезжать. Реконструкция закончится, а улица преобразится, и в следующий сезон у кафе есть шанс отбить свои потери и увеличить доход».