Street-retail в Москве: торговые коридоры, цены и особенности соседства
По данным Департамента торговли и услуг Москвы, в 2013 г. на территории столицы открылось 350 новых магазинов и свыше 160 кафе и ресторанов. Особой популярностью у игроков этого рынка пользуются арендные площади типа street-retail, расположенные в так называемых торговых коридорах (торговые улицы).
Арендные площади в торговых коридорах имеют ряд преимуществ, делающих их уникальными в своем роде. Прежде всего, это престижная локация: помещения находятся в пешей доступности от станций метро, крупных бизнес-центров либо жилых комплексов. Таким образом,они гарантируют высокий пешеходный и автомобильный трафик. Кроме того, арендуемые объекты недвижимости имеют отдельный вход. Арендаторы street-retail в первую очередь ориентируются на близость к потребителю — чтобы попасть внутрь, клиентам достаточно открыть входную дверь, минуя длительную прогулку по торговому центру. Немаловажно и то, что помещения на торговых улицахрасполагают большими витринами, позволяющими арендаторам подчеркнуть индивидуальность своих детищ.
Как рассказал директор торгового департамента компании Praedium Сергей Камлюк, в Москве существуют общепризнанные основные торговые коридоры: Тверская улица, Кутузовский, Комсомольский и Ленинский проспекты, Проспект Мира и другие центральные улицы в границах Бульварного кольца. По оценке аналитиков компании Cushman & Wakefield, ставшие сравнительно недавно пешеходными Болотная площадь, переулки Климентовский и Лаврушинский, Малый и Большой Толмачевский, также имеют большой коммерческий потенциал.
В торговых коридорах желает присутствовать любой известный бренд, однако из-за высоких арендных ставок там снимают помещения лишь компании премиум-сегмента или крупные «сетевики». Аналитики из компании RRG подсчитали, что внутри Садового кольца среднегодовая арендная ставка в декабре 2013 г. увеличилась на 14% по сравнению с декабрем 2012 г. и составила $2409 за «квадрат», а за пределами Садового кольца - выросла на 6%, достигнув $1032.
Эксперты из Blackwood прогнозируют в 2014 г. удорожание аренды помещений типа street-retail на 5-15% в зависимости от востребованности того или иного торгового коридора, а специалисты Praedium говорят всего о 2-3% для ликвидных помещений в центре. «В этом году мы будем по-прежнему наблюдать дефицит качественных торговых помещений, который пока преодолеть не удается», - утверждает Сергей Камлюк.
Между тем, темпы роста торговых площадей сегмента street-retail весьма обнадеживающие. По данным компании RRG, в декабре 2013 г. объем предложения в сегменте street-retail внутри Садового кольца увеличился на 40% по сравнению с декабрем 2012 г., а за пределами Садового кольца за тот же период вырос на 58%.
Сегодня в основных торговых коридорах Москвы сложился определенный пул арендаторов площадей street-retail. К примеру, на Ленинском проспекте традиционно присутствуют DIY-магазины, на Кутузовском и на Кузнецком мосту - fashion-индустрия и ювелирные украшения. В Камергерском переулке первые этажи зданий заняты кафе и ресторанами, причем как эконом, так и премиум класса.
Однако директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Елена Ржавская считает, что четкого разграничения улиц по профилю торговых операторов в настоящее время нет, за исключением Пятницкой улицы, где в основном преобладают предприятия общественного питания.
Кстати, аналитикам Cushman & Wakefield в ходе проведения исследования компаний, арендующих площади в торговых коридорах столицы, удалось определить, что 29% из них - это кофейни, кафе, бары, рестораны и прочие заведения общественного питания, а 21% - магазины одежды и обуви.
В условиях дефицита вакантных площадей в торговых коридорах арендаторы при выборе помещения все равно стараются соблюдать негласные правила соседства. «К примеру, между бутиками одежды люксовых брендов, располагающихся на одной из центральных улиц, никогда не появится бистро с пирожками, потому что это совершенно не подходит их целевой аудитории», - говорит Сергей Камлюк. По его мнению, арендаторы в street-retail дополняют друг друга так же, как и в торговых центрах: есть основные арендаторы, и есть «обслуживающие», дополняющие их. Удачным свежим примером соседства арендаторов является совместный проект банка «Открытие» и сети кофеен Starbucks. Арендаторы находятся фактически в одном помещении и удачно дополняют друг друга, притягивая поток посетителей.
Елена Ржавская, напротив, считает, что существенных ограничений по соседству арендаторов в street-retail нет. «Все зависит от возможности того или иного оператора платить соответствующую арендную ставку, а также от конфигурации и площади помещения, наличия витрин, особых требований к техническому оснащению помещения и прочих факторов», - поясняет эксперт.