Выгодная локация офиса
Местоположение офиса играет ключевую роль в развитии компании, поэтому особенно важно еще на стадии поиска подходящего помещения правильно оценить локацию здания, чтобы в будущем избежать множества проблем. Для представительского офиса идеально подойдут помещения класса А, расположенные в современных бизнес-центрах. Они оснащены всем необходимым оборудованием, имеют удобную парковку, пропускной контроль и т.д. Кроме того, поблизости от бизнес-центров, как правило, есть крупная транспортная развязка. Все это позволяет арендаторам оперативно и довольно успешно решать различные задачи и двигаться вперед. Согласно исследованиям, проведенным компанией Welhome, в 2013 г. объем введенных качественных офисных площадей на территории Москвы составил почти 760 тыс. кв. м, что в 1,4 раза больше, чем в прошлом году. При этом свыше половины из них - это объекты класса А. Эксперты считают, что в данном сегменте рынка предложение сегодня превышает спрос, поэтому у арендаторов есть возможность выбирать наиболее подходящие варианты, в том числе имеющие выгодную локацию. По итогам третьего квартала 2013 г. уровень вакантных площадей в классе А составил 14%, сообщает компания GVA Sawyer. Если предполагается, что офис будут часто посещать клиенты, стоит отдавать предпочтение объектам, расположенным недалеко от станций метрополитена. Путь от метро до офиса должен занимать не более 10-15 минут неспешной пешей прогулки, иначе придется думать, как организовать доставку людей. К тому же, стоит позаботиться и о гостевой парковке для клиентов-автомобилистов. К сожалению, столь выгодное положение имеют не все качественные офисные помещения, но локация в данном случае с лихвой покрывает ограниченный сервис. Для так называемых бэк-офисов, которые не посещают клиенты и которые не являются «лицом компании», подойдут помещения, расположенные за МКАД и даже за пределами города - в Подмосковье. Среди общих факторов, которые могут повлиять на выбор места расположения офиса, стоит выделить инфраструктуру района. Желательно, чтобы поблизости были кафе, где сотрудники могли бы обедать, а также завтракать и ужинать при необходимости. Наличие заведений общепита позволит исключить потребность в собственной столовой или кухне. Кроме того, соседство с торговым центром, магазином канцелярии, банкоматами - весомый плюс. Особо социально-ответственные компании выбирают офис неподалеку от школ и детских садов, которые могли бы посещать дети их сотрудников. Ну и конечно, престижным является соседство с офисами крупных компаний. Не случайно, девелоперы стремятся привлечь в новые бизнес-центры якорных арендаторов, за которыми подтягиваются более мелкие компании. А вот нахождение поблизости от офиса промышленных зон, кладбищ, тюрем, психбольниц рассматривается как минус. Это угнетает сотрудников, а клиенты вряд ли захотят наносить визиты без острой надобности, что в итоге отразится и на качестве работы компании и на клиентообороте. Труднее всего приходится тем компаниям, которые вынуждены делать ставку на близость офиса к станции метро. Обычно они арендуют помещения не самого лучшего качества, но зато с выгодной локацией - в ЦАО, например. При этом, как сообщает компания Welhome, 95% от общего объема введенных офисных площадей - за пределами Садового кольца, поэтому ждать изменений в лучшую сторону вряд ли удастся. В зоне СК-ТТК расположено 48% от общего объема ввода, в зоне ТТК-МКАД – 38%, за МКАД – 6% от общего объема ввода в 2013 году. Аналитики GVA Sawyer в свою очередь прогнозируют в ближайшие 3-4 года увеличение объема ввода офисных площадей в ЗАО и ЮЗАО – исторически популярных округах для офисного строительства. Там будет введено порядка 600 тыс. и 300 тыс. кв. м соответственно.