Блиц: Лето плохих новостей для несетевой и сетевой розницы
Лето приготовило много неприятных сюрпризов для ритейлеров. С 1 июля введен торговый сбор, рассматривается вопрос о взымании пошлины за проезд грузовиков по региональным дорогам, обсуждается вопрос о повышении платы за капремонт для нежилых объектов, находящихся на первых этажах жилых зданий.
Портал ComEstate.ru уточнил у участников рынка коммерческой недвижимости, каким образом нововведения отразятся на ритейлерах и на сколько могут подорожать товары.
Антон Белых, управляющий партнер консалтинговой компании DNA Realty
Платный проезд грузовиков в первую очередь отразится на тех ритейлерах, которые возят большие объемы товара крупными фурами. Это, в первую очередь, дискаунтеры типа «Пятерочки», «Магнита», «Дикси» и т. д. Для них затраты возрастут очень сильно из-за большой сети магазинов, куда постоянно надо доставлять товары. Небольшие магазины практически не почувствуют данных нововведений, так как доставляют товар небольшими машинами, и их это не коснется. Естественно, те операторы, которые вынуждены будут платить за проезд своих грузовиков, будут пытаться заложить эти затраты в цену товара. Учитывая общую динамику, вполне возможно, что им это удастся. Но, думаю, что этот фактор приведет к удорожанию продуктов в сетях крупных ритейлеров не более чем на 1-2%, поскольку процент перевозки товара в совокупной стоимости не превышает 5%.
Недавно был введен торговый сбор, рассматривается вопрос о повышении платы за капремонт для нежилых объектов, находящихся на первых этажах жилых домов. Все это ударит в первую очередь по малому бизнесу. От введения торгового сбора и повышенной платы за капремонт пострадают мелкие магазины. Крупные сети либо почти не почувствуют этих сборов, либо сумеют зачесть их в счет оплаты других налогов. Поэтому закрытия из-за торгового сбора и повышения платы за капремонт стоит ожидать в первую очередь от маленьких магазинов, для которых увеличение налоговой нагрузки будет очень болезненным.
На повышение цен играет и инициатива по уничтожению санкционных продуктов. Сокращение объема товаров ведет к росту цен. К тому же, как мне кажется, уничтожать будут все, что «вызывает подозрения». Нашим чиновникам только дай волю... Поэтому, я считаю, что под эгидой борьбы с контрабандой будет уничтожена и часть законных продуктов, исчезновение которых будет формировать дефицит продовольствия и подстегивать рост цен.
Однако в формате стрит-ритейла, несмотря на новые законодательные инициативы, остаются интересные ниши для ведения бизнеса. Наиболее перспективными остаются продуктовые магазины с алкогольной лицензией формата «у дома» площадью от 60 до 500 кв. метров. Либо сетевые, либо проекты с перспективой превращения в сеть. Также популярны сейчас экопродукты и фермерские магазины.
Юрий Тараненко, директор департамента коммерческой недвижимости компании RRG
От последних нововведений цены возрастут. Понятно, что все инициативы, увеличивающие затраты бизнеса, соответствующим образом отражаются на конечной стоимости товара для потребителя. На сколько именно вырастут цены - сказать сложно, так как пока непонятен размер возможной платы за проезд грузовиков и процент увеличения ставки на капремонт. В любом случае, за все эти нововведения заплатим мы, простые жители города.
Что касается болезненности этих мер для разных категорий ритейлеров, я думаю, что все пострадают примерно одинаково, но в большей степени, опять же, пострадает конечный потребитель.Что касается уничтожения санкционных продуктов, то прямая корреляция с ростом цен, на мой взгляд, не очевидна.
Ясно, что эта мера негативным образом отразится на ритейлерах, особенно если товары будут изымать прямо с полок магазинов. Но, скорее всего, речь идет об уничтожении запрещенной продукции на границах РФ. И снова страдать будет, прежде всего, потребитель, для которого существенно сократится ассортимент качественных товаров.
Что касается перспективы формата стрит-ритейла, могу предположить, что в текущих условиях наиболее перспективны общепит и услуги - банковские и прочие. Причем общепит лидирует с большим отрывом.
Сергей Камлюк, генеральный директор компании Key Capital
Крупные сетевые ритейлеры, как правило, используют услуги логистических операторов на аутсорсе, либо создают отдельные самостоятельные структуры для доставки товаров. Такие схемы работы гораздо более выгодны, чем полностью самостоятельный контроль логистики. Соответственно, вряд ли новый транспортный налог существенно скажется на повышении цен: даже если это и произойдет, простой потребитель не заметит новшества из-за существенных валютных колебаний, которые гораздо быстрее и жестче влияют на цену товара на полке. Процент транспортных расходов в конечной стоимости товара в магазине – около 3%. Именно поэтому его сложно оценить и заметить конечному потребителю.
Если же говорить о несетевых ритейлерах, то они стараются закупать товар локально. Их ценник, как правило, менее привлекателен, чем у сетевых супермаркетов, однако местоположение позволяет им зарабатывать. Частник, покупая товар для перепродажи в условном METRO, сразу оплачивает логистические расходы, которые в общей массе с учетом и так возросших цен заметить трудно.
В условиях продуктового эмбарго премиум-классу будет все сложнее обосновывать свое отличие от эконома в плане ассортимента. Поэтому премиум-супермаркеты, такие как «Азбука Вкуса», сейчас делают упор на работу с местными фермерскими хозяйствами, развивают продажу эко-товаров.
Продуктовые магазины сейчас стараются не закрываться: наоборот, это один из немногих сегментов ритейла, который продолжает свое развитие. В формате стрит-ритейла закрываются те магазины, которые не смогли договориться с собственниками помещений об оптимальном размере арендной платы или находились не в самых выгодных местах. Но массовых предпосылок для закрытия магазинов на рынке пока нет.
В случае с уничтожением санкционных продуктов речь идет о контрабанде, «застрявшей» на границе по тем или иным причинам. Соответственно, новости об уничтожении прямой связи с повышением цен иметь не могут. Ослабление рубля – гораздо более серьезная причина для постоянного увеличения цен на продукты.