Блиц-опрос: каких последствий ждать от поправок в закон о торговле
Принятые Госдумой РФ поправки в закон о торговле вносят существенные изменения в финансовые взаимоотношения сетей и поставщиков (отмена ряда бонусов, сокращение времени для расчета за отпущенный товар и т.д.). Представители крупных федеральных сетей «Магнит», X5 Retail Group, «Ашан» (входят в АКОРТ) считают, что данное законотворчество вносит «физические и финансовые барьеры для перемещения продукции между субъектами Федерации». Портал ComEstate.ru обратился к консультантам рынка с вопросами: станут ли ритейлеры по примеру сети «Магнит» массово повышать штрафные санкции для поставщиков, как отразится ситуация на складском бизнесе и стоит ли ожидать изменений арендных ставок в торговой недвижимости?
Ольга Кузина, руководитель службы консалтинга и исследований рынка компании Welhome департамента развития
Фактически принятые в закон поправки ограничивают право выбора торговыми сетями поставщиков, а также усложняют согласование с поставщиками условий доставки продукции.
Считаю, что ассортиментная матрица может поменяться. Это связано с тем, что многим ритейлерам придется искать новых поставщиков ввиду повышения цен, либо оставить конечные цены на продукты на прежнем уровне в ущерб себе. Третий вариант – повысить цены на уже представленные продукты, но в этом случае можно лишиться покупателей. Как результат, некоторые крупные сети вынуждены будут, по крайней мере, первое время работать себе в ущерб, чтобы не потерять покупателей.
Из-за того, что логистические и транспортные расходы должны будут включаться в допустимые 5% бонусов, расходы поставщиков могут возрасти. Им придется либо организовывать доставку за свой счет, либо отказаться от поставки продукции в ту или иную локацию.
Поправки в закон о торговле никак не связаны с арендными отношениями и не влияют на ставки аренды, поэтому они останутся неизменными. Однако с учетом того, что часть небольших сетей может перестать существовать или сократить свой бизнес, на рынке может увеличиться предложение торговых помещений в аренду. Это, в свою очередь, напротив, приведет к увеличению конкуренции между предложениями и даже снижению ставок.
В случае если какая-либо сеть решит пойти по пути наименьшего сопротивления и просто повысит цены на те товары, на которые в свою очередь повысили цены поставщики, она может ощутить снижение покупательского потока. Потребитель сейчас очень чувствителен к цене, это важнее, чем лояльность определенной сети. Это значит, что потребитель готов будет совершать покупки у того ритейлера, где ценовое предложение будет выгоднее.
За полгода переходного периода ритейлеры должны перезаключить договоры с поставщиками, что довольно сложно осуществить в такой короткий срок, учитывая большое количество договоров. В связи с этим возможны перебои в поставках той или иной продукции. Именно это и могут ощутить на себе покупатели, не найдя нужный товар на полке супермаркета.
Небольшим производителям станет сложнее продвигать свой товар в сетях, поскольку новые поправки затрудняют проведение промоакций и маркетинговых мероприятий.
Анна Панюкова, руководитель направления услуг ритейлерам компании JLL
Повышение цен в любом случае ограничено потребительским спросом. Если потребитель не готов будет заплатить больше за определённую группу товаров, то никакие свои новые риски переложить на покупателя сети не смогут.
Конечно, на данный момент преждевременно говорить о влиянии данных изменений на арендные ставки. Должно пройти минимум полгода, чтоб мы увидели реальный эффект от изменений, но уверена, крупные федеральные сети будут договариваться и подстраиваться под новые условия. Это проще, чем пересогласовать новые условия аренды во всех своих магазинах. Особенно с учётом того, что большинство сетей традиционно заключают долгосрочные договоры аренды.
Елена Ключарова, консультант отдела исследований рынка CBRE
Поправки в закон о торговле нацелены на справедливые отношения между торговыми сетями и производителями, обеспечивая защиту прав покупателей и защиту прав малого и среднего бизнеса. Отчасти, это должно способствовать тому, что ритейлеры должны более тщательно подходить к выбору ассортиментной матрицы и поставщиков, что в конечном счете должно сделать процедуры расчета более прозрачными и снизить розничные цены. Вероятно, не все продуктовые ритейлеры последуют примеру «Магнита»: скорее всего, многим из них будет проще найти других поставщиков, которые принимают новые условия взаимоотношений. Правда, поиск также может повлечь определенные издержки, что в итоге может привести либо к сокращению ассортиментной матрицы, либо к росту цен.
С одной стороны, исключение из расчета вознаграждения логистических услуг может в итоге привести к созданию большого количества фиктивных договоров на оказание логистических услуг. Сегодня формирование партий происходит в логистических центрах крупных розничных компаний, и, вероятно, теперь розничные сети выведут их в отдельные юридические лица. Таким образом, поправки привнесут определенные сложности в уже сложившиеся процессы, но глобального влияния на строительство новых логистических комплексов не окажут.
В новых условиях крупные сети находятся в более выигрышном положении, поскольку имеют уже сложившийся пул поставщиков, они более гибкие в вопросах адаптации к новым условиям рынка, и даже возможные издержки, связанные с новыми поправками, скорее всего, глобально не повлияют на итоговую выручку ритейлера. В то же время региональные розничные операторы не смогут на равных конкурировать с крупными федеральными и международными игроками: размер издержек в этих масштабах будет несопоставимо выше и ощутимее. В этом случае имеет смысл говорить либо о закрытии сетей, либо об их поглощении более крупными игроками. Под ударом, в первую очередь, оказываются локальные розничные игроки на отдельных рынках.
Большинство игроков рынка в целом крайне негативно восприняли новую инициативу и поправки к закону, поскольку они в большинстве своем не удовлетворяют ни одну из сторон. Ключевым опасением в данном случае может стать возможный рост цен вместо обещанного снижения. Отмена ряда бонусов, издержки, связанные с поиском новых поставщиков, логистические издержки – все это в итоге окажет влияние на кошелёк покупателя. Вполне вероятно, что со временем при негативном сценарии соответствующие дополнительные поправки к закону будут приняты и будут учитывать, прежде всего, интересы потребителей.