«Гостиничный бизнес – перспективное направление, и сдавать позиции на рынке никто не будет»
На московском гостиничном рынке представлены как отечественные, так и международные бренды. Как им удается уживаться, кому сложнее привлекать гостей, чье предложение интереснее туристам? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор управляющей компании «РосинвестОтель» Кирилл Иртюга.
Какое соотношение сейчас между международными и отечественными брендами на гостиничном рынке Московского региона?
Мировая практика показывает, что местные национальные бренды уступают международным. Федеральная история такова, что на гостиничном рынке 180 гостиниц под управлением международных брендов и только 100 отечественных. В Москве качественное предложение находится на уровне 30 тыс. номеров, большая часть которого представлена отелями среднего и высокого сегментов. В последние годы доминируют международные игроки.
В 2017 году в Москве была открыта только одна гостиница российского оператора – «Azimut Hotel Moscow Смоленская». На 2018 год запланированы к открытию Holiday Inn, Radisson Blu, Double Tree by Hilton и пр. Такую тенденцию можно легко объяснить понятными для крупных международных игроков рыночными условиями в столице, а также достаточной емкостью рынка, чтобы увеличивать предложение. Всего на международные бренды приходится 69 гостиниц с номерным фондом более 17,5 тыс. номеров, что составляет порядка 35% от всего номерного фонда столицы.
В ближайшие годы тенденция сохранится. Можно ожидать появления в среднем сегменте, с малым номерным фондом (до 50 номеров) большого количества отелей под управлением российских операторов.
С какими сложностями на столичном рынке приходится сталкиваться крупным международным сетям и локальным брендам?
Гостиничный рынок делится на два направления: отели в составе гостиничной сети и с независимым управлением. Сетевые гостиницы обладают узнаваемым брендом, единым маркетингом, глобальной системой бронирования, внутренними стандартами сервиса и услуг, единым дизайном номеров и общественных зон. Они устойчивее в кризисный период. Отели в Москве и в Краснодаре по закону сети не должны отличаться.
Независимые объекты в основе своей работы также используют стандарты сервиса и услуг, безопасности, продаж. Основное отличие для гостей будет в концепции гостиницы, в оформление и дизайне номеров, в деталях интерьера. Такой отель может позволить более деликатно и персонализировано работать с гостями, быть внимательнее к их запросам. Но и вознаграждение за управление им ниже для инвестора по сравнению с сетевым.
Все гостиницы в РФ проходят классификацию на присвоение «звезд». Гости понимают уровень отеля и то качество услуг, на который они рассчитывают.
Если говорить о проблемах, то любые сложности – всегда временные. В Москве сложно найти интересную площадку под строительство гостиницы, но это не значит, что нельзя вовсе. Вопрос стоимости владения. Также есть и момент, связанный с документами: для небольших проектов отелей документальная согласовательная часть может поставить крест на проекте. Москва – бизнес-мегаполис, который дает гостиничному рынку достаточно возможностей для работы.
В большей степени гости выбирают известные международные бренды. Российские бренды выигрывают ценой проживания и близостью к историческим памятникам и туристическим маршрутам. В городе можно найти гостиницы, которые будут интересны с точки зрения цены-качества для различных сегментов – бизнес-туристов и путешественников. Потенциал для развития еще значительный.
Как воспринимаются сейчас отечественные бренды потребителем? Считаются ли они хуже международных по качеству предоставляемых услуг?
Если этот вопрос обсуждался в 2005 году, я бы ответил, что узнаваемость российских брендов близится к нулю, а уровень предоставляемых ими услуг подвержен критике. В 2018 году грань между российскими операторами и международными стерлась.
За этот период российские бренды и операторы смогли адаптироваться, разработать и внедрить стандарты, научиться у западных партнеров подходу к реализации проектов, управлению. Сейчас это качественные конкуренты, готовые бороться за рынок на равных. Важны три главных пункта: качество услуг и сервиса, продажи, генерация гостевого трафика. В прошлом российские управляющие компании проигрывали в этих компонентах, сейчас – нет. Гостиничный бизнес – перспективное направление, и сдавать позиции на рынке никто не будет.
Есть, конечно, сложности в подготовки кадров для гостиниц. Не всегда в профессию приходят с осознанным выбором и желанием в перспективе развиваться в отрасли. Важно воспитывать сотрудников и вкладывать в них знания и умения. Они – носители гостиничного бренда для гостей, через них идет знакомство гостей с философией сети.
В мегаполисах гостиницы следят за уровнем сервиса и качеством услуг, и найти откровенно низкий уровень тяжело. В региональных отелях ситуация несколько сложнее. Это связанно с низким качеством образования персонала в профильных вузах, отсутствии дополнительного образования или невозможности его пройти за счет высокой стоимости.
Высокий гостевой поток в отеле дает возможность персоналу на практике получить знания и их отработку, возможность коммуникации и взаимодействия с гостями предоставляет сотрудникам существенные перспективы для роста. А вот низкая загрузка гостиниц в регионах этому не способствует. Небольшие отели не могут выделять из бюджета инвестиции для обучения персонала, и в результате страдает качество.
На какие аудитории делают ставки крупные и локальные сети? Можно ли говорить о разделе «сфер влияния» в связи с разным интересом?
Крупные сетевые игроки нацелены на бизнес-сегмент и на премиальный туристический сегмент. Это относится в первую очередь к городам-миллионникам. Локальные сети и независимые отели работают как с бизнес-направлением, так и внутренними туристами. В малонаселенных городах достаточное количество небольших отелей, которые принимают путешественников, прибывающих с познавательными целями. В этих регионах присутствие международных игроков минимальное.
В Москве есть тенденции, связанные с размещением гостей и условным разделением аудитории. Итоги текущего полугодия демонстрируют высокую загрузку не только в среднем и высоком среднем сегментах, но и в премиальном, что, конечно, связано с прошедшим мундиалем.
Какие требования к недвижимости традиционно выдвигают международные компании? Придерживаются ли отечественные таких же стандартов?
У нас есть две возможные истории: новое строительство и реконструкция старого фонда. В первом случае все достаточно просто и понятно, вопрос только в поиске оптимальной площадки. Во втором все сильно зависит от конкретного объекта и его состояния. Последний показательный пример реконструкции – нынешний «Azimut Смоленская», который раньше назывался гостиницей «Белград». Обновление номерного фонда, приведение под современные стандарты, определенные конструктивные и фасадные изменения, общее увеличение полезной площади – вот лишь малый перечень того, что потребовалось сделать.
Международные игроки предпочитают строить здания «под себя», так как еще на этапе концепции инвестор заключает предварительный договор с конкретным оператором. На первом месте по важности – локация будущего отеля. Применяются жесткие регламенты сетевых стандартов, требования к размерам гостиничных номеров, общественных пространств, концепции оказания дополнительных услуг, инженерным коммуникациям, системам безопасности.
Независимые отели более гибки в подходе к реализации проектов. Работа строится на разработке концепции под конкретный участок или здание. Возможна реновация или редевелопмент объекта недвижимости. На рынке можно найти примеры независимых отелей с интересными индивидуальными концепциями. Они успешно конкурируют с сетевыми объектами и смогли завоевать внимание гостей.
А насколько сложно или легко гостиничным сетям заходить к нам?
Не сложно и не легко одновременно. Основной вопрос – найти здание или площадку под проект, которые будут соответствовать необходимым требованиям бренда, а это становится все сложнее, и поиск может занять от года до трех лет.
Какие сети традиционно интересуются исторической недвижимостью? Насколько такая недвижимость интересует местные компании, могут ли они позволить себе реконструировать старинный объект под отель?
Работа с историческим фондом сложна и в нынешних условиях растянута по времени. Такие объекты имеют множество ограничений и обязательств, а для потенциального инвестора это дополнительные затраты. Без предоставления гостиничному проекту в историческом здании преференций (например, на этапе реализации и строительства) большинство из них экономически невыгодны. Бывают исключения, но это единичные истории.