Ирина Харченко: «Принцип улучшения пространства для жизни и работы — миссия «Высоты»
О новом формате бизнес-центров на московском рынке, выгоде таких проектов и о нанотехнологиях порталу Comestate.ru рассказала генеральный директор компании «Высота» Ирина Харченко.
Недавно было начато строительство уникального проекта компании «Высота» — делового центра Stratos Lab. В чем заключается его особенность?
На месте малоэтажного здания на территории бывшей промзоны «Воронцово» вблизи метро «Калужская» (Наметкина, вл. 10Д) мы решили создать проект нового формата — научно-деловой центр класса А с производственными помещениями в черте МКАД.
Здесь арендаторы смогут снимать офисы и организовывать в непосредственной близости от них мастерские. Конечно, речь идет о небольшом производстве — мы видим этот центр «ремесленным». Для экспериментальных лабораторий (научно-прикладные исследования и разработка технологий, например, производства строительных материалов) предусмотрены первые этажи. Также в центре будет представлена вся необходимая инфраструктура, которую предполагает класс А, и мини-типография.
Необходимый конструктив здания был разработан еще на стадии проектирования: для лабораторий и типографии предполагаются особые нагрузки на перекрытия и шаг колонн, специальный расчет электроснабжения и проч.
Чем был обусловлен выбор именно этой концепции?
При выборе концепции мы исходили из того, что это исторически промышленная территория и производственно-научный район в принципе: вдоль Профсоюзной улицы находится множество различных исследовательских институтов. Вся территория промзоны «Воронцово» будет реновирована. Причем здесь сохранят производства, например, по соседству со Stratos Lab останутся хлебо-булочный комбинат и цех по изготовлению медалей.
Обычно идеи для новых проектов придумывает наш президент Олег Артемьев: он придерживается принципа улучшения пространства для жизни и работы. Это можно назвать миссией «Высоты». В этот раз он решил создать что-то совершенно новое на рынке — востребованное с одной стороны, и способное соответствовать миссии компании с другой.
Какие дизайнерские решения будут использованы для создания атмосферы научно-делового центра?
Разработкой дизайна интерьеров центра занималась российская компания UNK Project. За счет отделочных материалов (светлые тона, соответствующие формы) будет достигнут эффект лаборатории, научно-исследовательского института. Кроме того, планируется использование натуральных материалов — например, по некоторым стенам пустят живой мох. Безусловно, «зеленые» элементы нужны для комфорта людей — и арендаторов, и посетителей.
Чем выгодна эта концепция для девелопера?
Это новый для столицы формат. Бизнес-центров в Москве сейчас много, но именно таких — с производственными и лабораторными помещениями в пределах МКАД и рядом с оживленной магистралью — еще нет. А спрос на этот сегмент уже существует и довольно большой. Сегодня компаниям с подобными потребностями приходится снимать офисы в Подмосковье, а это, зачастую сопряжено с трудностями набора квалифицированных специалистов: люди не готовы ездить на работу далеко от дома.
Кроме того, в свете санкций, предприниматели начали задумываться о том, что пора учиться производить необходимые материалы и комплектующие самостоятельно. Таким образом, наш проект будет востребован.
Может быть у вас уже сдана часть площадей?
Нет, сейчас строительство находится на уровне котлована, а самый эффективный момент для начала сдачи в аренду — когда здание «выходит из земли». При этом мы параллельно создаем рабочую документацию — она будет готова к январю 2015 года. Мы планируем начать рекламную кампанию весной.
Stratos Lab относится к классу А, будет ли в нем возможность арендовать помещения для малого и среднего бизнеса, для стартапов?
Да, у нас можно будет арендовать маленькие помещения — от 50 кв. м (на нижних этажах — всего предполагается 19 этажей). Более того, сейчас мы активно сотрудничаем с компанией, которая занимается организацией co-working. Возможно, она снимет у нас один или два этажа.
Stratos Lab будет сертифицирован по стандарту LEED. С какой целью?
Во-первых, это наше внутреннее убеждение, что при строительстве необходимо применять экологические материалы и технологии. Во-вторых, «зеленое» строительство позволяет сокращать эксплуатационные расходы. Нам, как управляющей компании, деятельность которой направлена на улучшение среды для жизни, эти принципы импонируют. А будущим арендаторам помещений энергоэффективные технологии особенно выгодны: расходы на производственные процессы существенно сокращаются.
Практически все объекты мы строим в соответствии с «зелеными» стандартами. Из последних проектов не получил LEED только бизнес-центр Aero City в Химках, поскольку мы начали им заниматься уже не на первой стадии. Однако около 80% необходимых пожеланий для получения сертификата мы все же выполнили.
А почему именно LEED, а не BREEAM?
Дело в том, что BREEAM значительно проще получить. Например, проект Aero City мог быть сертифицирован по BREEAM, но мы не захотели сами себя «обманывать».
Используете ли вы при строительстве новейшие технологии?
Да, например нанобетон. Он прочнее обыкновенного примерно на 15%.
Расскажите о нем более подробно.
В качестве наполнителя для приготовления легких бетонов с высокой прочностью (удельная прочность более 30 Мпа) применяют наномодифицированные полые микросферы (стеклянные или алюмосиликатные). Также в состав этого материала входят вода, минеральная часть (полидисперсные минеральные компоненты), вяжущие компоненты (портландцемент ПЦ500 Д0), добавки (пластификатор) и наполнитель, включающий наноразмерный модификатор (комплексный модификатор на основе золь гидроксида железа).
Какие выгоды дает применение такого бетона и других нанотехнологий?
В первую очередь применение таких технологий сокращает время строительства. Кроме того, их использование обеспечивает «моральную молодость»: здание можно не модернизировать в течение ближайших 10 лет, мы даем себе фору — проекты остаются актуальными и востребованными долгое время. А арендаторы получают современные помещения.
Какие еще необычные проекты вы реализовываете?
Например, проект главного офиса «Спортмастера» на территории «Большого-Сити». Это первый ритейлер в Москве, который строит для себя штаб-квартиру. Примечательно, что к строительству предъявляются два противоположных требования: минимально возможные расходы (деятельность — не нефть и не газ), но престижный внешний вид (компания — знаковая в России).
Другой необычный проект — Aero City. Его главная особенность — фасады высокого качества, стоимость которых нам удалось значительно снизить. При этом отличает бизнес-центр и его расцветка — таких ярких зданий в Химках практически нет. Его внешний вид «разнообразил» жизнь горожан.