«Клининг относится к самым непрозрачным отраслям бизнеса»
Олег Попов, основатель ГК «Кристанваль», член правления АКФО, рассказывает, почему вывод клининга «из тени», в конечном счете, выгоден владельцам офисной и торговой недвижимости, несмотря на рост цен на услуги компаний этого сегмента.
Рынок профуборки стал развиваться в России еще в 90-х годах, это были представительства зарубежных компаний. Причиной тому послужила перестройка: иностранные компании открывали свои офисы в нашей стране. Они привыкли к определенному уровню сервиса, а спрос, как известно, рождает предложение. За иностранными офисами потянулись и профессиональные клининговые и фасилити операторы. Постепенно отечественные предприниматели, приобретя опыт, открывали свои вполне конкурентоспособные компании.
До 2016 года мы наблюдали бурное развитие всего рынка: росли прибыль и конкуренция, росли компании и их количество. Нередко показатель роста отрасли превышал 30% ежегодно. И в то же время многие компании демпинговали и устанавливали нерыночные цены на свои услуги, стараясь заключить как можно больше контрактов. Конечно, для заказчиков — собственников коммерческой недвижимости — решающую роль играла цена. Это подтолкнуло не самых дешевых, но «белых» игроков оптимизировать свои издержки, чтобы продолжать бизнес. В первую очередь, это касалось налоговой нагрузки.
Клининг относится к самым непрозрачным отраслям бизнеса. Всему виной 44-ФЗ, который разрешает заказчикам выбирать компанию по единственному критерию — цене. В сфере, где около 80% себестоимости услуг уходит на зарплаты работникам, на налоги оставалось совсем мало средств. Отсюда и появилось желание оптимизировать налоговую базу или попросту недоплачивать налоги в бюджет.
Можно было предположить, что рано или поздно ФНС обязательно заинтересуется недополученными от клининговой отрасли налогами. Основными целями ФНС являлись борьба с зарплатами в конвертах и повсеместным нарушением трудового законодательства, увеличение налоговых поступлений. Четкий сигнал рынку поступил в конце 2017 - начале 2018 года. ФНС поставила отрасли ультиматум: либо участники рынка ведут свой бизнес полностью в соответствии с законодательством, либо не ведут его вовсе. Именно тогда крупнейшие игроки объединились в Ассоциацию клининговых и фасилити операторов (АКФО), чтобы самостоятельно регулировать процесс «обеления» и заниматься GR-поддержкой своего бизнеса.
Процесс перестройки идет до сих пор и будет продолжаться, по моим прогнозам, еще несколько лет. Он напрямую затронул собственников ТЦ, БЦ и прочей нежилой недвижимости, ведь клинингу для полной уплаты налогов нужно иметь финансовый ресурс. Поэтому уборочным компаниям ничего не осталось, кроме повышения цен на свои услуги от 20 до 50%. Надо ли говорить, что к такому серьезному пересмотру контрактов заказчики оказались не готовы. Но все же около 20% заказчиков, в большинстве своем иностранных, идут на повышение стоимости, потому что привыкли к цивилизованному подходу в бизнесе и понимают, что соблюдать закон — правильно. Примерно половина клиентов уже объявила, что не принимает новые условия и уходит к «серым» компаниям. Но налоговики четко дали понять: заказчики, привлекающие такие компании, сами попадают под ответственность вплоть до уголовной.
«Серым» игрокам тоже придется несладко, несмотря на очевидное прибавление заказчиков: на них объявлена настоящая охота. И доказать, что во всем виноваты заказчики, которые хотят минимальную стоимость услуг, не получится. Вместе с тем, для компаний-членов АКФО, взявших курс на очищение своих компаний, налоговики предусмотрели поощрение. Предыдущие налоговые периоды останутся без проверок и доначислений. Очевидно, что это положительные изменения. Но объяснить проистекающее из них повышение цены на уборку заказчикам порой бывает крайне сложно. Нужно менять сознание, а это длительный процесс. Но я бы рекомендовал посмотреть на эту ситуацию под другим углом.
В России так сложилось, что собственник чаще всего беспокоится о сиюминутной, краткосрочной прибыли. Вкладываться в лучшее качество товаров и услуг, если такие инвестиции будут долго окупаться, не входит в список черт нашего типичного бизнесмена. Кажется, что сплошная экономия — признак дальновидного собственника. Главное, что прибыль намного больше вложений. Но у всего есть пределы, и через 5-7 лет нужно придумывать новую концепцию, источники дохода и т.д. Это происходит в результате колоссального износа здания из-за дешевых комплектующих, плохой уборки из-за демпинговых цен, отсутствия капитальных и поддерживающих затрат. Что мы имеем в итоге? Недовольство арендаторов и посетителей, постоянную ротацию или большую вакансию — как помещений, так и людей. В итоге для собственника это выливается в колоссальные затраты на исправление ситуации. А ведь таких потерь можно было бы избежать.
Сделать сферу клининга прозрачной – значит обеспечить достойное качество сервиса в своем здании. Скажу больше: в текущих реалиях у собственников нет выбора, им придется работать с «белыми» компаниями. Те, кто не пожелал поставить свой бизнес на правовые рельсы, предоставляют экстремально низкий уровень сервиса. По той цене, которую такие компании выставляют за свои услуги, невозможно делать профессиональную уборку. И дело не только в дорогих средствах, технике, расходниках, но и в зарплате персонала. За мизерную зарплату нельзя ожидать от сотрудников соблюдения всех процессов уборки и вообще желания работать. И, как следствие, объект будет грязным. Собственнику это грозит потерей арендаторов и прибыли от них.
Заказчики, которые будут поощрять серый, а нередко и черный бизнес, не просто попадут под ответственность перед законом, но и лишатся своего заработка в погоне за экономией «здесь и сейчас». Нужно понимать, что такие подрядчики, как правило, небольшие компании, которые не обладают достаточными производственными мощностями и соответствующим опытом. Более того, до них неизбежно доберется ФНС. А значит, и до всех заказчиков.
Лучше вовремя ловить сигналы рынка и подстраиваться под новые реалии. Тем более, что они ведут за собой прогресс всей отрасли: новое качество сервиса и прозрачные трудовые отношения. Не скрою, что процесс «обеления» забирает у флагманов отрасли огромные денежные средства в виде налогов. Мы теряем контракты, потому что владельцы объектов не готовы на повышение стоимости услуг. Но мы знаем, на что мы идем и что в итоге останемся в выигрыше. Хочется, чтобы заказчики тоже это понимали и видели не убытки, а перспективы.