Ольга Ресина: «Бизнес-центры класса А будут востребованы»
О том, как можно сохранить позиции бизнес-центров высокого уровня и не потерять арендаторов, порталу Comestate.ru рассказала коммерческий директор RD Management Ольга Ресина.
Наступили непростые времена, вакантность офисных площадей сильно выросла. Некоторые игроки рынка считают, что бизнес-центры класса А теряют свою популярность. Согласны ли вы с этим мнением?
Сейчас спрос падает на все сегменты, в том числе на офисы класса А. На мой взгляд, бизнес-центры высокого уровня все равно будут востребованы среди крупных компаний, для которых современное оборудование, максимальный комфорт и респектабельный внешний вид помещений имеют большое значение. К подобным структурам относятся, например, банки, инвестиционные фонды, IT-компании.
Таким образом, кризис — это временное явление, и спустя какое-то время пустующие сейчас площади будут заняты.
Как можно сохранить позиции бизнес-центров класса А?
В первую очередь для этого нужно проявлять гибкость в отношениях с арендаторами и уделять их потребностям максимум внимания.
С точки зрения управления должны быть учтены все нюансы: от инфраструктуры здания до внешнего вида и квалификации обслуживающего персонала. Безусловно, в стабильный период благодаря созданию «идеальных» условий можно сформировать определенный имидж проекта и повысить арендные ставки, т.е. повысить капитализацию.
За счет чего можно добиться таких результатов?
Для достижения высоких результатов управляющей компании желательно брать на себя все те задачи, которые можно выполнить, не прибегая к услугам подрядчиков. Именно поэтому мы обращаемся к сторонним организациям только в исключительных случаях.
Также стоит постоянно совершенствовать качество. Например, с 2010 года у нас работает собственный Центр обучения и подготовки инженеров, программа которого позволяет готовить уникальных высококвалифицированных технических специалистов. На его базе будет открыт Корпоративный университет. Мы заинтересованы в постоянном повышении уровня всех сотрудников — «растим» собственный персонал. Безусловно, подобный подход обеспечивает наиболее высокое качество управления.
При этом мы работаем в соответствии с собственными стандартами, созданными еще в 1998 году. Изначально они были внедрены на нашем первом объекте – БЦ «Романов двор». Мы выстроили идеальный шаблон управления эксплуатацией, и только потом вышли на внешний рынок.
Заметили ли вы снижение спроса на свои услуги?
Влияние кризиса на работу управляющей компании, скорее всего, психологическое – ни один из наших клиентов не отказался от facility-услуг. Я бы сказала, в нашей практике вообще не бывает преждевременных расторжений договоров. Более того, по окончании срока контракта собственники и арендаторы перезаключают договоры с нами без дополнительного проведения тендера.
В вашем управлении находится строящийся бизнес-парк Comcity. Есть ли что-то принципиально новое в подходе к этому проекту?
Comcity — весьма амбициозный для нас проект. Дело в том, что это один из наиболее инновационных многофункциональных комплексов в Московском регионе. Здесь будут применяться самые передовые технологии.
Например, во время эксплуатации планируется использовать вторичные ресурсы, охлаждающие балки вместо холодильных машин и другое энергоэффективное оборудование (в том числе современное остекление с системой затенения, которая позволяет проходить дневному свету без нагрева стекол). Все эти технологии способствуют экономии.
Мы начали работать с этим проектом еще на этапе строительства. Такой подход помогает облегчить дальнейшую эксплуатацию, избежать многих проблем: управляющая компания сразу дает свои замечания, касающиеся различных технических нюансов. А также, если она имеет большой практический опыт в эксплуатации зданий, советует по поводу установки того или иного оборудования.
Как вы считаете, смогут ли снимать помещения в проектах такого уровня представители среднего или малого бизнеса?
В принципе, да — все зависит от политики собственника. Например, в многофункциональных комплексах «МонАрх» и Evolution Tower (одна из башен ММДЦ «Москва-Сити»), которые также относятся к классу А и находятся под нашим управлением, владельцы сдают помещения площадью от 50 кв. м.
Можно сказать, что лояльнее к небольшим компаниям относятся многофункциональные комплексы. Также мелкую нарезку площадей предполагают те бизнес-центры, в которых планируется создание инфраструктуры для арендаторов (зона ритейла).