В каталоге 3967 частных объявлений
Мы бесплатно подбираем коммерческую недвижимость по вашему запросу.
Новости, статьи, аналитика, интервью, а также 1112 объектов
коммерческой недвижимости Москвы.
Реклама
Реклама

Ольга Ясько: «Есть большой потенциал для развития продуктового ритейла»

О ситуации в сфере продуктового ритейла и его перспективах порталу Comestate.ru рассказала директор департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS Ольга Ясько.

Недавно вы проанализировали рынок продуктовых ритейлеров Москвы за последние 10 лет. Почему выбрали именно этот период? 

В 2005 году я впервые проанализировала ситуацию с продуктовыми операторами на рынке Москвы. И сейчас решила понять, что поменялось за прошедшие 10 лет: какие сети исчезли с карты столицы, какие и откуда появились, как расширялись присутствующие сети, как поменялась структура магазинов этого профиля в зависимости от формата.

Какая была ситуация на рынке в 2005 году? 

Одна из основных особенностей московского рынка (которая до сих пор сохраняется) – это небольшое количество отдельностоящих гипермаркетов. Как правило, они располагаются в составе  торговых центров. Во многом и тогда, и сейчас это было связано с высокой стоимостью земли: при настолько дорогом ресурсе строить крупный продуктовый магазин, не дополняя его торговой галереей, экономически невыгодно. Причем ситуация иная на рынке Санкт-Петербурга, например. Там такие сети, как «Лента», «Карусель», «О'Кей», развивались в отдельностоящих зданиях.

Стоит отметить, что для многих покупателей закупать продукты в таких гипермаркетах намного удобнее, чем в расположенных в составе коммерческих объектов: нет необходимости маневрировать с тележкой по заполненному посетителями центру (особенно учитывая тот факт, что, как правило, гипермаркет – место совершения крупных закупок).

Еще одной особенностью было незначительное количество сетевых магазинов формата «у дома». В чем неудобство такой ситуации для жителей города? Думаю, многие замечали, что стоимость товаров в небольших сетевых магазинах (чаще в центральных районах города, где высоки ставки аренды) может превышать цены даже в не самых бюджетных сетевых точках (и сейчас в некоторых частных магазинчиках стоимость «продуктовой корзинки» зачастую выше, чем в «Азбуке вкуса», например). Это связано с тем, что отпускная закупочная стоимость намного ниже для сетевых операторов ввиду предоставления им оптовых скидок.

Кроме того, рынок не отличался разнообразием форматов. Не было также маленьких магазинов, в которых, как в Европе, предлагают уникальные продукты собственного производства или фермерскую продукцию.

Как можно охарактеризовать сегмент сейчас?

Сначала немного статистики. Число присутствующих на столичном рынке продуктовых сетей выросло в 2 раза, а число магазинов – более чем в 3. Отдельно стоящих гипермаркетов все еще практически нет. Однако, что важно для создания более комфортной для жителей города инфраструктуры, количество сетевых магазинов формата «у дома» выросло в 11,5 раз и сейчас практически достигло 1 000 штук.

В целом можно говорить о том, что рынок стал более разнообразным. Появились новые форматы магазинов – в которых предлагают продукцию фермерских производств с отдельными видами товаров, рассчитанные на посетителей с разными доходами. Однако все еще многие районы Москвы не могут похвастаться даже не наличием магазинов различных форматов, а просто достаточным их количеством.

Расскажите о принципиально новых форматах, которые появились у нас за последние 10 лет?

Тенденция стремления к здоровому питанию сделала очень востребованными магазины, предлагающие натуральные продукты (фермерские, экологически чистые – названий много, суть одна). На этой волне стала популярной сеть «Избенка», постепенно переросшая в более крупный формат – «ВкусВилл». Еще одна похожая сеть – LavkaLavka. Заявлено о создании в Московской области сети магазинов «Фермер Подмосковья». 

Появляются и собственные магазины производителей, например, «Мираторг», «Царь-продукт», «У Палыча» и другие.

Также сейчас активно развивающаяся сеть Fix Price (магазины товаров одной цены) включает в ассортиментную линейку ряд продуктов питания. 

Как себя чувствует продуктовый ритейл в условиях кризиса? 

Сейчас лучше всего себя чувствуют как раз продуктовые сети, а также DIY-операторы (например, Leroy Merlin, OBI, IKEA). При этом, на мой взгляд, положение DIY-операторов может измениться, особенно если экономическая ситуация ухудшится. В настоящий момент дополнительный приток посетителей магазины этого профиля получили, благодаря тем, кто, оптимизируя расходы, переходит в них из более высокого ценового сегмента. 

Продуктовые же магазины будут востребованы всегда – этот сегмент стабильнее. Тем более у нас все еще высок процент расходов на товары первой необходимости (около 50% всего дохода), по сравнению со странами Европы.

Не уйдут ли покупатели из магазинов «у дома» в гипермаркеты, чтобы сэкономить?

Это все же очень разные форматы, рассчитанные на не одинаковый объем покупок. Поэтому, несмотря на то, что продукты в гипермаркетах действительно существенно дешевле, магазины «у дома» все равно нужны: мало кто пойдет только за хлебом или конфетами к чаю в гипермаркет.

Какой формат продуктовых магазинов сейчас лучше всего себя чувствует?

Гипермаркеты всегда будут себя чувствовать хорошо (несомненный лидер – «Ашан», активна сеть «Карусель», завоевывает лояльность покупателей операторы «О'Кей» и «Лента», популярна представленная в Подмосковье сеть Globus). 

Также в хорошем положении находятся дискаунтеры – магазины, активно работающие над ценовой и маркетинговой политикой («Дикси», «Верный», «Магнит»). Причем крупным сетям легче управлять ценами, поскольку за счет высоких объемов закупок они могут получить более выгодную по сравнению с конкурентами стоимость. 

Будут ли выходить на рынок Московского региона новые сети?

Полагаю, что нет. По крайней мере, в ближайшем будущем. Иностранные – из-за низкой плотности населения в России (в Москве и Санкт-Петербурге другая проблема – большая конкуренция). Это первый параметр, который изучают при освоении нового региона продуктовые операторы. 

Жаль, что на московский рынок не выходят представленные в Санкт-Петербурге и области финские сети – «К-руока» и Prisma. На мой взгляд, они задали высокие стандарты сервиса и качества предлагаемых товаров на рынке Северной столицы. Может быть, именно поэтому магазины сети «О'Кей» в Москве отличаются хорошим качеством обслуживания (интересно, что продолжительное время сеть преимущественно по этой причине ассоциировалась у жителей Петербурга с высокими ценами, при том, что на самом деле они были сравнимы со средними в сегменте). К сожалению, французский «Ашан» не смог задать такой тон в Московском регионе. 

Какие районы наиболее обеспечены продуктовыми магазинами, какие наименее?

Карта демонстрирует обеспеченность районов торговыми площадями сетевых продуктовых магазинов в расчете на 1000 жителей. При этом стоит отметить, что центральные локации в большинстве своем все еще ненасыщенные, будут выглядеть еще бледнее, если принимать в расчет дневное население (приезжающих сюда днем на работу). 

А какова ситуация в Подмосковье?

Схожая. Здесь также не хватает сетевых магазинов, особенно в более удаленных от столицы локациях. Лучше ситуация в городах, примыкающих к Москве – Химки, Красногорск, Мытищи.

Значит, потенциал для развития сегмента большой?

Да, конечно. Есть районы даже в пределах ТТК (например, Хамовники, Беговой), в которых обеспеченность продуктовым ритейлом еще очень низкая. Причем недостаточно там самых разных форматов. 

В целом необходимо рассматривать не только нехватку площадей, но и изучать потребности жителей (структура населения района) вкупе с текущей конкуренцией. Так, если центральные локации по-прежнему ощущают нехватку сетевых магазинов формата «у дома», то в периферийных (особенно где происходит массовая жилая застройка) может понадобиться больше крупноформатных магазинов. 

Конечно, есть очень обеспеченные районы, такие, как Красносельский, Нижегородский, Свиблово, где очень много магазинов и разного формата. Но их меньшинство – из более 120 районов таких только 7. Стоит отметить, что такие локации хороши для населения, но сами ритейлеры там сталкиваются с очень серьезной конкуренцией. 

В каких помещениях выгоднее открывать продуктовые магазины?

Это, конечно, зависит от формата. Гипермаркеты и супермаркеты выгоднее создавать в торговых центрах, для магазинов «у дома» целесообразнее использовать помещения street-retail. Небольшие магазины также выгодно открывать в бизнес-центрах (например, это стратегия оператора «Ситистор», «Азбуки вкуса» в формате AB Daily). 

Многие сети развивались, занимая помещения ушедших с рынка ритейлеров. Например, помещения оператора «Квартал» теперь занимает «Дикси», сети «Гроссмарт» - Billa.

А есть ли подходящие площади в потенциальных районах? 

Да. Новые жилые дома возводят с нежилыми первыми этажами, пригодными для этих целей (во многих проектах первые этажи, даже в панельных зданиях, делают монолитными, чтобы была свободная планировка, более приспособленная для продуктовых операторов). Также появляются новые торговые центры (в том числе небольшие). 

В старых районах, например, со сталинской застройкой, достаточно домов, которые также изначально строили с нежилыми первыми этажами. Нужно отметить, что потенциал Новой Москвы тоже довольно высок. Но магазины там будет целесообразно открывать тогда, когда строящееся жилье начнет заселяться. 

Насколько выгодно собственникам сдавать помещения под продуктовые магазины? 

Учитывая то, что ставки аренды, доступные для продуктового ритейла, ниже, чем для других операторов, но при этом сегмент более устойчив в кризисное время, тем владельцам недвижимости, которые хотят получать стабильный, хоть и не самый высокий, доход – выгодно. Тем же, кто желает иметь более высокий доход и готов рисковать, лучше искать других арендаторов. 

Сейчас есть много пустующих помещений формата street-retail. В результате кризиса освобождают площади предприятия общепита, турфирмы, банки. Однако нельзя сказать, что их место смогут занять продуктовые операторы. И основных причин тому две. Во-первых, не все такие помещения подходят под организацию магазинов из-за маленьких размеров, неудобной конфигурации или неподходящих технических параметров. Во-вторых, затраты на открытие продуктового магазина существенны, а собственники хоть и готовы на предоставление серьезного дисконта, но не на длительное время – все верят, что спустя несколько лет ситуация на рынке станет прежней. 

С 2005 года рынок покинуло не менее 10 продуктовых сетей. Но этот формат наиболее стабилен даже в кризисное время. Что с ними произошло?

У каждого оператора своя история. Например, «Рамстор» ушел с рынка, поскольку компания решила отказаться от этого вида бизнеса и сфокусироваться на другой деятельности. Некоторые сети переоценили свои силы перед кризисом 2008-2009 гг. и вынужденно покинули рынок.

Могут ли в этот кризис какие-то сети тоже закрыться? 

Может быть. Но пока все наиболее крупные операторы чувствуют себя неплохо. Многие из них, конечно, занимаются оптимизацией своих затрат, закрывают нерентабельные точки (например, в районах с очень высокой конкуренцией). 

Ваш прогноз – как будет развиваться сфера продуктового ритейла?

Думаю, что в ближайший год сети будут развиваться, скорее, в спальных районах, где есть их недостаток (но планы, которые формировали до текущего кризиса, выполнят не в полном объеме). Операторы будут анализировать деятельность существующих магазинов и параллельно закрывать нерентабельные. Гипермаркеты появятся в составе новых торговых центров – в большинстве случаев уже подписаны договоры аренды. 

Также продуктовый ритейл будет развиваться в Подмосковье. Причем здесь могут развиваться гипермаркеты как в составе торговых центров, так и в отдельностоящих зданиях.