Посещаемость торговых центров Москвы в мае снизилась на 8,1%
По данным Watcom, в первую неделю мая в Москве посещаемость торговых центров упала на 8,1% по сравнению с началом мая прошлого года. При этом москвичи не пошли в ТЦ площадью до 80 тыс. кв. метров, но посещали крупные торговые комплексы площадью свыше 80 тыс. кв. метров, где рост трафика составил 8%. Портал Comestate.ru выясняет, чем можно объяснить снижение покупательского трафика, существует ли тенденция увеличения оборота розничной торговли в праздники и ожидается ли рост или, напротив, снижение оборотов ритейлеров в мае 2017 года по сравнению с маем прошлого года и с апрелем 2017 года?
Егор Остапенко, директор департамента торговой недвижимости компании Praedium
Если данные показатели верны, то связать падение спроса в мае можно скорее с погодой, чем с резким падением доходов населения. Также сыграл роль стабилизировавшийся курс валют: в мае 2016 года он колебался на уровне 73-76 руб./евро, а в этом году не превышал 63 руб./евро в течение первой половины месяца. Поэтому большая часть москвичей предпочла провести отпуск за границей. Так что тренд, вероятнее всего, временный и в скором времени покупательская активность вернется на привычный для сезона уровень.
Во время длинных выходных покупатели предпочитают выезжать из районов в крупные ТЦ, так как выбор товаров и развлечений в суперрегиональных торговых объектах больше. Получается концепция «ТЦ выходного дня». Маловероятно, в то же время, что удастся конвертировать рост посещаемости в реальный рост оборотов: по каким-то точкам у ритейлеров будет заметен рост, а по каким-то – падение (в зависимости от формата торгового объекта, где они размещаются).
Рост оборотов в апреле и мае по сравнению с прошлым годом вряд ли будет заметен: вероятнее всего, в связи с плохой погодой. Наименее уязвимыми к снижению доходов населения остаются продуктовые магазины и аптечные сети, в детском сегменте столь однозначный тренд отметить сложно.
Дарья Бацура, старший консультант отдела торговых помещений CBRE Москве
Снижение посещаемости в мае – очевидно, продолжающийся тренд апреля. В апреле многие ритейлеры разного профиля (одежда, обувь, товары для дома) сообщали о снижении трафика по сравнению с прошлым годом. Одной из наиболее вероятных причин считается погода, поскольку апрель и май – это время покупки весенне-летней коллекции. Также наблюдается тренд смещения приоритетов покупателей к совершению покупок в июне, в период начала распродаж. Поэтому затяжная весна плюс ожидание скидок – наиболее вероятные причины снижения трафика в апреле и мае. Также на майские праздники многие традиционно стараются выехать за город, либо уехать на отдых, поэтому утверждение, что оборот розничной торговли растет аналогично периоду Нового года, неверно. Так, многие ритейлеры называют май одним из наиболее слабых месяцев по оборотам, аналогично февралю.
Трафик в суперрегиональных ТЦ мог увеличиться в связи с тем, что в майские праздники, как правило, увеличивается внутренняя миграция внутри страны, и посещение больших торговых центров является частью «развлектельной программы». Суперрегиональные ТЦ более 80 тыс. кв.м предлагают более широкий выбор магазинов. Также многие из торговых центров такой площадью расположены на выезде из города, и посещение ТЦ связано с поездкой за город и совершением необходимых покупок.
Мы ожидаем, что обороты мая 2017 останутся на уровне показателей прошлого года. Относительно магазинов детских товаров и продуктовых сетей мы подтверждаем, что это наиболее стабильные профили, показывающие поступательный ежегодный прирост.
Елена Левинина, директор по развитию компании «Каширский Двор»
В отличие от многопрофильных торговых комплексов, для сферы стройматериалов и мебели увеличение оборота в праздничные дни не характерно. При этом падение посещаемости по сравнению с аналогичным периодом прошлого года заметили и в торговом комплексе «Каширский Двор» (сокращение потоков составило 9,3%). Однако уже к началу этой недели посещаемость вернулась на прежний уровень.
Сейчас сложно однозначно ответить, с чем связано такое снижение потоков. Безусловно, падение доходов россиян оказывает негативное влияние на ритейл в целом, однако сфера стройматериалов и товаров для дома на фоне кризиса чувствует себя достаточно уверенно. Возможно, погода, действительно, в некоторой степени повлияла на поведение покупателей в начале мая.
Товары для ремонта, конечно, не составляют конкуренцию продуктам питания и детским товарам, но также остаются в приоритете у россиян (около 15% планируют заняться летом ремонтом вместо поездки на отдых или осуществления крупной покупки).
Летом традиционно повышаются продажи товаров для ремонта и обустройства дома, поэтому мы, конечно, ожидаем рост посещаемости нашего торгового комплекса по сравнению с апрелем в среднем на 25-30%.
К тому же в этом году была проведена реконцепция одного из корпусов ТК «Каширский Двор», в ходе которой четырёхэтажный корпус 2 полностью заняли мебельные магазины. Таким образом, мы рассчитываем на существенный прирост за счёт аудитории мебельных комплексов по сравнению с прошлым годом.
Михаил Шапошников, директор департамента стратегического консалтинга RealJet
До конца второго квартала еще месяц, и у нас пока нет по периоду детальных цифр, характеризующих посещаемость ТЦ, но если предположить, что гипотеза верна, причинами подобного положения дел может быть следующее:
- На майские праздники многие «улетели в теплые края», а в 2016 г., если помните, были существенные ограничения от Минтуризма, не позволившие уехать всем желающим.
- Покупатели тратили деньги в районных, малых ТЦ, в которых не установлены счетчики Watcom.
- Люди посещали ТЦ результативно в отличие от 2016 г., соответственно, мог вырасти средний чек.
Обычно в Москве в первом квартале расходы падают, а в конце года растут. При этом во втором квартале (апрель - июнь) расходы обычно растут, в третьем (июль - сентябрь) - падают.
По поводу интереса к суперрегиональным ТЦ - не могу сказать, что здесь стоит искать какую-то тенденцию. Любой объект создает гравитацию, на которую влияет и общая площадь объекта, и ассортимент представленных магазинов, и удобство подъезда/подхода, и рекреационная составляющая и другие факторы. При этом посещаемость на кв. метр обычно снижается при увеличении площади, и увеличивается на небольшой площади. Но здесь также нужно принимать во внимание характеристики локации (плотность застройки, наличие крупных транспортных узлов в зоне охвата и т.д.). По поводу конвертации - прежде чем делать выводы, стоит отталкиваться от результатов детальных исследований по конкретным ТЦ.
Мы ожидаем, что по итогам второго квартала 2017 г. в Москве будет рост оборотов по сравнению со вторым кварталом кварталом 2016 г., а вот, например, в Ростове-на-Дону и Казани, скорее всего, напротив, будет снижение.
Наименее уязвимыми остаются продуктовые ритейлеры. Детские товары, бесспорно, тоже чувствуют себя неплохо, хотя нельзя судить о сегменте только по «Детскому миру», выручка которого за первый квартал 2017 г. по сравнению с первым кварталом 2016 г. выросла на 26,5%.
Иван Татаринов, коммерческий директор компании GLINCOM
Мы подтверждаем тренд снижения посещаемости ТЦ во время майских праздников и, соответственно, сокращения выручки ритейлеров. Вероятнее всего повлияла не только и не столько ситуация с погодой, сколько снижение роста курса евро и доллара в сравнении с аналогичным периодом 2016 года. Относительно низкий для привычного уровня курс валют держался долгое время, и большая часть москвичей запланировала отпуск за границей в период майских праздников. Скорее всего, это повлияло на тенденцию в наибольшей степени.
Те, кто остался в городе, естественно, задумались о проведении досуга, да и погодные условия не благоволили прогулкам в парках. Крупные ТРЦ предоставляют разнообразные варианты для проведения досуга в выходные: в них, помимо кинотеатров и ресторанов, организовывают фестивали, интерактивные мероприятия для детей, мастер-классы, а у населения было достаточно времени для того, чтобы добраться до ТРЦ и провести в нем большую часть дня. Поэтому тренд сыграл в их пользу.
Глобальных изменений за последние полгода и даже больший период на рынке не произошло. Сегмент детских товаров действительно наименее подвержен скачкам, так как товары данной группы зачастую приравниваются к товарам первой необходимости. Расходы на детей в хозяйствах в целом сокращаются в последнюю очередь, этот тренд заметен уже не в первый раз.
Антон Белых, генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty
На самом деле, на майские праздники и вообще летний период посещаемость всех торговых центров и магазинов снижается, за исключением, может быть, алкогольных и продуктовых магазинов, а также магазинов пива и напитков, так как многие люди берут на майские праздники отпуск и уезжают из города или из страны. В этом году наибольшее падение пришлось на второй блок праздников с 6 по 10 мая, так как если на первые три выходных многие не уехали, то на вторые четыре дня — уже покинули город. К тому же, поскольку на неделе с 8 до 14 мая было всего 3 рабочих дня, то многие решили продлить себе отпуск до 15 мая, что также привело к снижению траффика торговых центров и магазинов.
Погода, как таковая, тоже, конечно, влияет на посещаемость торговых центров, но негативные и позитивные факторы от плохой погоды уравновешиваются между собой. Так, в холодную погоду люди активнее ходят в кино, развлекательные центры, к тому же, многие не поехали на дачи или пикники из-за плохой погоды и остались в городе и пошли от безысходности в ТЦ, но, кончено же, многие другие люди из-за дождей и холода решили вообще не выходить из дома. Но думаю, эти факторы компенсировали друг друга.
Рост интереса к суперрегиональным ТЦ связан как раз с тем, что в больших ТЦ куда больше развлечений, есть кинотеатры, фудкорты. То есть люди шли не за только и не столько за покупками, сколько за времяпровождением, совмещая его с шоппингом. Но если клиент планирует ехать на целый день в ТРЦ, то ему, конечно, лучше поехать в большой ТРЦ, где есть и развлечения, и выбор магазинов.
Кстати, посещаемость небольших районных и микрорайонных ТЦ и локлаьных магазинов тоже не упала, так как многие люди решили быстро выскочить за продуктами поближе к дому, купить все необходимое и засесть дома, переживая непогоду. Поэтому ТЦ и магазины «у дома» тоже не ощутили падения, как и огромные ТРЦ. Просел только средний сегмент, куда ходят по настроению.
Думаю, что падение оборотов ритейлеров связано не столько с погодными условиями и даже не с переносом выходных дней, а с общей экономической ситуацией в стране, которая ухудшается более чем на 8%, если, конечно, это ухудшение можно посчитать. Особенно падает средний сегмент, так как именно средний класс получил наиболее сильный удар от кризиса. Думаю, что по итогам 2017 года обороты у всех ритейлеров, кроме люксовых марок и дискаунтеров упадут на 10% минимум в сопоставимых величинах. И это будет общегодовая тенденция. Разве что продуктовые операторы формата средний- и премиум сохранят и приумножат обороты, а также сопоставимые магазины типа Фикс Прайс, Заодно, у которых также наблюдается рост выручки и активности.