Сергей Труханов: «Тендер – это всегда лотерея»
Сергей Труханов, основатель Т+Т Architects, рассказал порталу ComEstate.ru о перспективах редевелопмента, проектах своего архитектурного бюро и о том, как важно найти правильный подход к заказчику.
Сергей, что означает аббревиатура T+T в названии вашего бюро?
Термин Transparency Territory является расшифровкой аббревиатуры и нашим главным принципом в работе. Максимально прозрачное взаимодействие с архитектурой, клиентом, пространством и обществом. Таким образом, мы нашли ту идеальную формулу, которая не только позволяет нам развиваться и быть продуктивными, но и не противоречит профессиональным и этическим взглядам на архитектуру и профессию.
Какой проект стал для Т+Т Architects знаковым в 2016 году?
Мы работали над огромным числом проектов, но я бы выделил реконструкцию гостиницы «Белград», которую приобрела сеть AZIMUT Hotels. Перед нами стояла задача сохранить единый архитектурный ансамбль, который образовывали две находящиеся друг напротив друга гостиницы – «Белград» и «Золотое кольцо».
По нашему проекту здание должно получить овальную двухэтажную надстройку - такую же, как у «близнеца», и тоже с панорамным рестораном. Основные изменения коснутся внутренних интерьеров и функциональных зон отеля. На втором этаже появится ритейл, на 20-м – фитнес-центр. Также мы спроектировали несколько конференц-залов и увеличили номерной фонд.
При этом внешний вид здания не претерпит значительных изменений. Будут сделаны новые входные группы и благоустроена прилегающая территория. Фасад, раскладка обновленного остекления гостиницы, цвет и фактура облицовочного камня останутся прежними. Нижний пояс пилонов отделан натуральным камнем, который очистят и восстановят.
Сложно было выиграть тендер на проект реконструкции гостиницы «Белград»?
Тендер – это не соревнование, где выигрывает тот, кто больше старается. Это всегда лотерея, подойдет ли заказчику предложенный вариант или нет. В данном случае на встрече мы подробно рассказывали свое видение, понимание поставленной задачи, и наше предложение было оптимальным по соотношению цена-качество. Сам тендер проходил в 2014 году, два года работали, проект сдали в 2016 году. За это время вносились корректировки, проект согласовывался с городом. Реконструкция должна завершиться уже летом 2017 года.
Какие сложности возникают при работе над проектом?
Одна из главных – найти общий язык со всеми участниками процесса. Еще на начальном этапе важно проговорить все нюансы и обсудить даже самые, на первый взгляд, незначительные мелочи, чтобы в дальнейшем реализовать именно ту концепцию, которая и была задумана первоначально. Часто заказчик в процессе строительства пытается сэкономить – где-то на материалах, где-то на других проектных решениях, при этом не всегда обращает внимание на то, что все элементы были выверены и просчитаны еще на стадии «П» (проектирования - ComEstate.ru), а их замена равносильна цепной реакции, где один за другим рушатся звенья выбранной концепции. В нашей практике были разные случаи - и положительные, и не очень. Поэтому сейчас мы уделяем большое вниманию процессу переговоров и обсуждению до того, как могут возникнуть непредвиденные изменения.
Какие проекты были у Т+Т Architects за последние два года?
Один из моих любимых проектов - Studio #8, малоэтажный квартал европейского типа, который мы делали вместе с KR Properties. В этом проекте нам очень повезло с заказчиком, так как наше видение было одинаковым. Мы хотели реализовать концепцию «живи и работай», то есть некую аналогию европейского городского квартала. Так, на территории комплекса появились маленькие улочки, и получилась европейская деревня, поселок художников с голландско-датской стилистикой.
В результате удалось в спальный район со сложившейся инфраструктурой вдохнуть новую жизнь. На территории Studio #8 работают совершенно различные предприятия сферы услуг – от крафтовых баров до клуба единоборств. На первых этажах могут быть расположены офисы, на вторых – жилые пространства. Таким образом у нас получился микс комфортной жизни и возможности работать на территории комплекса. И покупатели тоже оценили концепцию – все апартаменты в комплексе проданы. Такие проекты, как Студия #8, нужно оценивать не по рендерам или фотографиям, а по тем же социальным медиа – соцсетям. На проекте происходят различные активности, находящие отражение в соцсетях. Это тот редкий пример, когда хороший проект с интересной концепцией продолжает жить, развиваться и становится только лучше, привлекая к себе все больше внимания.
У вас были случаи, когда вы отказывались работать с заказчиком?
Такие случаи были, наверное, у любого архитектурного бюро. Найти общий язык бывает очень сложно или даже невозможно. Для девелопера новый проект – это бизнес, для общественности – возможности для улучшения городской среды и реализации социальных функций, будь то строительство школ при жилых комплексах или транспортных развязок при торговых комплексах. Эти две функции нередко взаимоисключающие, и задача архитектора найти необходимый баланс между интересами всех сторон. А возвращаясь к вопросу, да, мы выходили из проекта по благоустройству территории одного бизнес-центра, когда поняли, что от первоначальной задачи ничего не останется. В результате сделали один вариант благоустройства территории для нашего заказчика, а второй – для своего портфолио.
А сейчас ваша компания какими проектами занимается? Работаете ли вы больше с жилой или коммерческой недвижимостью?
У нас, как и у всех художников, есть разные периоды. Сейчас много работаем с жильем, а вообще можно констатировать, что большую часть работ мы выполняем в сфере редевелопмента и благоустройства. Это перспективное направление, потенциал которого на данный момент еще только начинает раскрываться. К слову, качественному благоустройству общественных зон в нашей стране совсем немного времени – буквально 3-4 года, когда появились первые проекты, выходящие за рамки простого соблюдения нормативных требований по высадке зеленых насаждений и соблюдению ширины тротуаров, дорог и прочего. Сейчас мы активно работаем над проектами благоустройства как в жилых, так и в коммерческих комплексах.
Если обратиться к последнему, то в коммерческом сегменте мы делали интерьеры для офисов «Газпром-медиа», Orange Business Services и Stone Hedge.
Вы работаете и с региональными заказчиками?
Конечно, мы достаточно часто получаем заказы из регионов. К примеру, в Саратове и Оренбурге реконструировали под офисы территории бывших мукомольных заводов. В Екатеринбурге выиграли международный конкурс по реконструкции Уральского приборостроительного завода, на территории которого должен появиться современный жилой комплекс и сопутствующие объекты.
Какие планы у компании на 2017 год?
Мы активно развиваемся и сейчас сосредоточены на проектировании в жилом сегменте на территории Москвы. При этом мы по-прежнему рассматриваем интересные проекты в регионах, где у нас уже появился неплохой опыт как в плане редевелопмента, так и в плане создания новых проектов.
Второе важное направление – редевелопмент промышленных территорий. Большинство зданий, оставшихся нам в наследство от бывшей «промки», могут быть приспособлены для второй жизни и стать новой для города доминантой. В ближайшее время мы планируем презентовать мини-исследование о пользе редевелопмента, направленное не на узкую группу специалистов, а на максимально широкую аудиторию. Будет представлена методология, которая позволит девелоперам судить о возможностях редевелопмента перед новым строительством, для начинающих архитекторов это станет неплохим инструментом анализа, а для обычного горожанина понятным «ликбезом».