Модульные отели. «Проектов в ближайшее время будет много».
Недавно стало известно, что в Ступинском районе возводится первая модульная гостиница. За счет особенностей технологии ее планируется построить в три раза быстрее, чем если бы здание возводилось из железобетона. Время – один из самых ценных ресурсов для бизнеса, но окажется ли он определяющим для развития гостиничного рынка в ближайшем будущем? Мы решили узнать у экспертов: станут ли модульные гостиницы трендом в Подмосковье или останутся единичными примерами подобного строительства.
Татьяна Веллер, руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL
Модульные гостиницы – давно известная международному рынку разновидность отелей. Фактически это метод строительства здания, при котором оно, как конструктор, собирается из готовых «блоков». Изначально так возводились дешевые мотели и гостиницы низких категорий. Благодаря тому, что технологии производства «блоков» развиваются, сейчас даже 4-х и 5-тизвездные отели могут использовать такой метод строительства. Основное его преимущество – скорость возведения здания, что позволяет ввести в эксплуатацию объект гораздо быстрее. Если период строительства классическим способом в среднем составляет 2-4 года, то модульным – примерно 6-12 месяцев. В России пока только одна модульная гостиница, возведенная «с нуля» за 18 месяцев – это Holiday Inn Express Voronezh – Kirova.
Временной ресурс – один из важнейших факторов для любого инвестора, в связи с чем мы уверены, что рынок отелей, построенных модульным методом, в будущем будет расти. Способствовать этому процессу будет и тот факт, что дорогие модули, производимые в Германии и Турции, которые приходилось использовать еще 3-5 лет назад, уже возможно заменить более экономичными отечественными аналогами, так как производство модульных блоков начало развиваться и в России.
Дарья Канева, заместитель директора департамента управления активами NAI Becar
Модульные конструкции уже давно используются на рынке, в том числе международными брендами (например, Tribe от Accor). Однако массовым трендом это вряд ли станет, так как у большинства гостиничных брендов специфические требования, которые не всегда можно вписать в универсальные конструкции. В этом смысле у модульных ТЦ гораздо больше перспектив. Из ярких примеров в этом сегменте – Boxcity – уникальное модульное пространство, созданное из морских контейнеров. Многофункциональная площадка является одновременно торгово-развлекательным центром и местом отдыха посетителей в условиях парковой среды. Таких проектов с каждым годом будет становиться все больше. И вот почему: модульные конструкции не являются объектами капитального строительства и, соответственно, для них не требуется никаких разрешений; конструкции из контейнеров легко устанавливать и перемещать – если проект не показывает эффективность, контейнеры можно перевозить на другую площадку и использовать, к примеру, в качестве розничных точек.
Айдар Галеев, руководитель департамента стратегического консалтинга компании RRG
Трендом не станут, но часть рынка занять могут. Модульность интересна для осуществления типовых сетевых относительно небольших проектах. Например, это могут гостиницы (мотели) в рамках развития объектов придорожного сервиса. Судя по площади и вместимости предлагаемого продукта (600 метров, вместимость до 32 человек), речь идет о небольшой гостинице, востребованной как раз в рамках таких объектов.
Эффективные гостиницы, управляемые сетевыми, в том числе международными, операторами, должны иметь вместимость от 100-120 номеров. Дополнительно для получения уровня 3* и выше требуются развитые общественные зоны – обширное лобби, кафе/ресторан, услуги, конференц-зоны и т.п. Подобные составляющие в полноценном виде вряд ли можно предусмотреть в модульных проектах, поскольку их наличие, размер, расположение сильно зависит от особенностей участка, местоположения проекта, конкретного рынка, требований разных операторов и т.п. Поэтому такие гостиницы всегда будут строиться с использованием индивидуальных проектов.
Елена Лысенкова, генеральный директор Hospitality Income Consulting
Модульные гостиницы – новый и интересный формат быстрого и типового строительства. Такие решения позволяют создавать номера не только эконом класса (18 кв. м), как в проекте Ступино, но и повышенного класса. При этом гость, проживающий в таком отеле, может даже не понять, что он живет в здании, построенном в короткие сроки с применением типовой технологии.
Такие решения позволяют быстро выходить на операционный старт объекта и создавать отели городского и загородного формата. При этом загородный формат чуть реже, чем городской, где-то 40/60, так как при рекреационном формате отдыха гости просят расширенную площадь номеров, веранды, балконы, холлы – все это сложно реализовать в таком формате строительства.
Стоит отметить, что модули на рынке строительном предлагаются разные – прямоугольные, квадратные, купольные, сферические и т.д. Такие решения выгодны в местах удаленных, где строительный сезон, к примеру, крайне мал. Таким образом, подобные решения рассматриваются девелоперами по всей стране.
Кирилл Иртюга, генеральный директор УК «РосинвестОтель»
Сам подход модульного строительства не нов: и большие гостиничные сети строят по модульной технологии (из морских контейнеров), и небольшие компании. Удобно, быстро реализуется, может быть реализовано на охранных землях (некапитальное строительство). Такой объект возможно разобрать и при необходимости перевезти на новое место.
Всегда была важна цена модуля, именно это мешало быстрому развитию направлению модульных отелей. На рынке с ценой была проблема, она и не давала привлекательную экономику для инвесторов.
Сейчас можно назвать три компании, которые плотно отработали строительную часть, отделку и комплектацию. Они вышли на необходимую стоимость за модуль в районе 2-2,3 миллиона рублей за модуль. Это уже интересно, и с этим можно работать.
Проектов в ближайшее время будет много – интересных по архитектуре и по концепции. Это хорошее решение для реновации старого номерного фонда для баз отдыха и для расширения номерного фонда для пансионатов и санаториев.
Кирилл Чебаков, заместитель генерального директора компании «Метрополис»
С точки зрения новизны модульное строительство – далеко не «ноу-хау». Оно давным-давно применяется в нефтяной промышленности, условиях крайнего севера и осваивания новых территорий.
Говорить о том, что это тренд, пока не приходится. Технология не нова, имеет, кроме очевидных плюсов в скорости и себестоимости, ряд минусов, связанных с типологией и ориентацией на конкретного клиента в конкретном регионе.
Другими словами, если будет программа с государственной поддержкой, направленная, например, на реанимацию института детских лагерей, то, безусловно, эта технология получит свое развитие. При этом как самостоятельный продукт это уже не актуально.
В любом случае, нам как проектировщикам на площадке b2b развитие этого направления пошло бы на пользу, и мы с удовольствием бы поддержали эту инициативу.
Илья Шуравин, управляющий партнёр Rusland SP
Сейчас Ступинский район больше напоминает строительный городок и не обладает строительными изысками. А вот отдельно стоящие или сблоченные одноэтажные небольшие объекты, разбросанные в лесном массиве, могут быть интересными. Формат, безусловно, имеет право на жизнь и должен развиваться. Особенно, если речь идёт о территориях с ограниченным режимом использования, где нельзя ставить стационарные объекты и возводить фундаменты. Более того, мы знаем о перспективах создания федеральной программы размещения модульных отелей в национальных заповедниках. Требования к таким объектам как раз включают небольшие метражи, работу круглый год, некапитальное строительство. Я считаю, что это прекрасная инициатива, которая найдёт своё применение в том случае, если гостей обеспечат сопутствующей инфраструктурой и сервисами. Поскольку гостиница – это не просто «метры».