«ВТБ мог приобрести акции «Магнита» для дальнейшей перепродажи с прибылью»
В феврале стало известно о решении ВТБ приобрести акции продуктовой сети «Магнит» у ее основателя и генерального директора Сергея Галицкого. После завершения сделки он останется миноритарным акционером и отойдет от управления компанией.
Мы попросили экспертов рынка коммерческой недвижимости прокомментировать ситуацию, ответив на два вопроса: «Как, на ваш взгляд, будет дальше развиваться сеть «Магнит»? Может ли произойти так, что уход основателя станет критичным для дальнейшего существования компании?»
Елена Земцова, управляющий партнер компании Delta Estate
Несмотря на то, что последние несколько лет были не самыми успешными для сети, «Магнит» по-прежнему остается одним из самых влиятельных игроков на российском рынке продуктового ритейла с огромной зоной покрытия по всей России. После ухода Сергея Галицкого компанию однозначно ждут перемены, независимо от того, какую стратегию развития выберет топ-менеджмент: дальнейшую экспансию в регионах для увеличения доли рынка или же наоборот масштабную оптимизацию сети с закрытием нерентабельных точек продаж. Сейчас, скорее всего, эти изменения коснутся только внутренней организации, в том числе кадровых решений. Как минимум в ближайшей перспективе кардинального изменения самого бренда в глазах потребителей и, главное, ценовой политики, ждать не стоит.
Основным преимуществом «Магнита» как типичного дискаунтера является относительно широкий ассортимент по ценам ниже среднерыночных. Бренд узнаваем, сеть имеет свою аудиторию покупателей, которую все устраивает. Поэтому на данный момент для новых акционеров важно сохранить это конкурентное преимущество. Не исключено, что «Магнит» может внести изменения в свою ассортиментную политику.
Если говорить о долгосрочной перспективе, тот факт, что такой крупный игрок, как ВТБ, приобрел непрофильный для себя актив, говорит о том, что новые акционеры видят в сети хороший потенциал. Существует несколько возможных вариантов развития событий. ВТБ мог приобрести акции «Магнита» для дальнейшей перепродажи с прибылью. В пользу этого свидетельствует и стандартная политика банка владениями инвестициями не более двух-трех лет. Возможно, позже акции будут перепроданы иностранным ритейлерам, сохранится ли после этого существующий формат сети – большой вопрос. Альтернативный вариант – ВТБ приобрел акции в интересах государства. Вполне вероятно, что на базе существующего «Магнита» в будущем планируется создать сеть продуктового ритейлера, полностью контролируемую государством для управления потребительским рынком.
Егор Остапенко, директор департамента торговой недвижимости компании Praedium
В сложившейся ситуации возможны два варианта развития событий. Первый, негативный, реализуется при условии существенного снижения акций компании. После объявления о выходе Сергея Галицкого из бизнеса акции компании уже «просели». Если тренд сохранится в будущем, то сеть начнет понемногу терять позиции на фоне жесткой конкуренции, и со временем именно основные конкуренты смогут поглотить дискаунтера. Второй, позитивный вариант, возможен в случае, если новый владелец – ВТБ – действительно будет вкладывать средства в обновление сети, в котором она нуждается. Тогда «Магнит» сможет выйти на новый уровень. На мой взгляд, первый сценарий пока что более вероятен, но хочется надеяться, что рынок все же не потеряет столь сильного игрока.
Ольга Яруллина, директор департамента торговой недвижимости S.A. Ricci
Мы не думаем, что уход основателя компании станет критичным для «Магнита». Действительно, в последнее время дела у компании шли не очень хорошо, развитие не достигло ожидаемых результатов. Сеть расширялась, но многие помещения под магазины выбирались необдуманно, без анализа трафика в той или иной локации. Все решения по аренде принимались через центральный офис, расположенный в Краснодаре, это занимало много времени, что замедляло развитие сети. Прибыль компании сократилась в последнее время почти на 35%.
Многое зависит от того, как проявит себя новый гендиректор и управленческая команда. Уже объявлено о совместных планах по развитию «Магнита» с «Почтой России». Планируется создать совместные логистические центры (что, безусловно, пойдет на пользу обеим компаниям). Также «Почта России» предлагает осуществлять доставку продуктов из магазинов «Магнита» в городах, где действуют курьерские службы. Насколько жизнеспособной окажется эта идеи, покажет время.
Антон Белых, генеральный директор консалтинговой компании DNA Realty:
В последнее время на московском рынке торговой недвижимости появилось очень много помещений, где либо закрылся, либо планировал закрыться «Магнит» или «Магнит Косметик». Как я понимаю, избавление от неформатных или убыточных объектов шло как раз в рамках подготовки к сделке по продаже акций компании группе ВТБ, так как массовый выброс объектов начался осенью прошлого года.
Как компания будет развиваться дальше, покажет время. Я не уверен в том, что госбанк сможет удержать управление такой крупной компанией как «Магнит» без потери выручки и неразберихи, как минимум, в первое время, да и эффективность управления силами госструктуры вызывает много вопросов. Все мы видим примеры неэффективности компаний, которые находятся под управлением госбанков или госкорпораций. И хотя должность CEO планируется передать выходцу из топ-менеджеров сети, личность Сергея Галицкого вряд ли удастся быстро и безболезненно заменить. Кроме того, появление в капитале ритейлера крупного госбанка сильно повлияет на скорость принятия решений по открытию новых магазинов и закрытию убыточных, а также другие управленческие решения.
Вполне вероятно, что на какое-то время развитие будет вовсе заморожено, пока новый акционер будет разбираться в экономических показателях, а за это время ближайший конкурент «Магнита» Х5 Retail Group будет увеличивать свою долю рынка и занимать самые ликвидные площадки и помещения, увеличивая свой отрыв по выручке и капитализации от преследователя.
С другой стороны, если новый акционер не будет жестко менять правила работы компании и вносить множество излишней бюрократии в бизнес-процессы, то, вполне возможно, что «Магнит» еще и поборется за лидерство в сегменте российского рынка ритейла.
Дарья Канева, заместитель директора департамента управления активами NAI Becar
У Группы ВТБ богатый опыт инвестирования в ритейл и управления им, так что критичным этапом для сети «Магнит» это вряд ли назовешь. Скорее, новым витком развития, схожим с переходом «Виктории» в Группу «Дикси».
Александр Балабин, генеральный директор «Северин Проект»
Чтобы усилить свои позиции на рынке, «Магниту» необходимо, в первую очередь, обновить внутренние пространства магазинов, как успешно сделал их ближайший конкурент «Пятерочка». Устаревшие планировки, тесные неудобные площади магазинов отталкивают покупателей и негативно сказываются на экономических показателях ритейлера. Чтобы изменить эту ситуацию и увеличить лояльность клиентов, потребуются стремительные трансформации, нацеленные, в том числе, на качественное обновление фасадов магазинов, торговых залов, создание приятного дизайна, удобных планировок и понятной навигации.
В CBRE считают, что покупка акций «Магнита» государственным банком может означать 2 вещи:
– увеличение присутствия государства в экономике страны,
– покупка акций с целью дальнейшей продажи бизнеса.
Во втором случае все зависит от стратегии развития, которую выберет новый собственник.